Гражданская авиация – мечта детства, работа юности (в студенческом отряде бортпроводников БОАО «Аэрофлота») и любовь всей жизни. Поэтому необходимость сделать материал в декабрьский выпуск рубрики «Профессиональный праздник» – 7 декабря в мире отметили Международный день гражданской авиации – оказалась как нельзя кстати.
Итак, 29 ноября, воскресенье (столичные рейсы сейчас всего дважды в неделю), 5 утра, такси. В аэропорт прибыли чуть раньше шести. Вот так, затемно и в любую погоду, приезжают сюда те, кто здесь работает (когда надо, часть сотрудников могут прибыть и в три и раньше, если, к примеру, полосу замело или что-то еще).
Несмотря на рань и темь, в аэропорту вполне оживленно: занимают рабочие места сотрудники, начинают прибывать пассажиры. Служба, которая непосредственно и больше всего с ними общается, называется СОП (служба организации перевозок, в народе просто «перевозки»). Руководит ею Марина Воронова. Начальник смены СОП Марина Зырянова знакомит со своим хозяйством и объемом работы:
– Прежде всего нужно снять загрузку рейса, уточнить метеоусловия – позволяют ли посадку, состояние полосы (коэффициент сцепления), узнать, вылетел ли борт, определиться с суточным планом, посмотреть, какие в нем изменения.
К примеру, вчера по метеоусловиям из Новосибирска не пришел борт, который должен был вылететь на Красноярск. Рейс перенесен на сегодня. Узнаем, где он на данный момент находится (на запасном в Барнауле), когда разрешена посадка у нас, одновременно решаем вопросы с пассажирами. Ведь те, кто должен был прилететь вчера (восемь человек), остались в столице соседнего края, а те, кто собирался вылететь (14 взрослых, подросток и маленький ребенок), отдыхают в гостинице в городе. Официально размещением занимается представитель авиакомпании, в данном случае «Крас-
авиа», а мы помогаем, кроме того, держим постоянную двустороннюю связь, информируем о метеоусловиях и времени возможного вылета.
Количество людей, работающих в аэропорту, в том числе и в «перевозках», меньше, чем требовалось бы в идеале, поэтому утром их приходится оптимально расставлять, определять, кто и чем в этот день будет заниматься. Перемена деятельности способствует еще и тому, что человек не зацикливается на чем-то одном, у него не «замыливается глаз». Сегодня он обеспечивает посадку пассажиров на вылет или контроль на входе в самолет, завтра регистрирует на стойке, оформляет багаж и так далее. Особенно актуальна взаимозаменяемость в летние месяцы, когда рейсов много, загрузка большая, а в несколько десятков минут нужно сделать столько, сколько иные не успеют и за день. Если расписать движения и действия за утро, например, агента (сотрудник СОП, который «бегает»; диспетчер, наоборот, «привязан» к стойке), не хватит и газетной полосы, пассажирам же кажется, что все идет как бы само собой.
Вот сбой в централизованной системе, у стойки образуется небольшая очередь. В этой ситуации особенно важно каждому уделить максимум внимания и в то же время – после вынужденной задержки – обеспечить очень быструю регистрацию. Впечатления о регионе у пассажиров должны остаться самые лучшие.
Умение сохранять внимательность и доброжелательность в различных сложных ситуациях, которые неизбежно возникают при большом скоплении торопящегося народа, – неотъемлемое качество работников любого пассажирского транспортного узла. В нашей маленькой республике с ее единственным аэропортом оно особенно востребовано.
Отдельная тема – вещи. Обычные, но упакованные в багаж и ручную кладь, они порой вызывают максимум ненужных эмоций. Есть нормы, установленные авиакомпаниями, у S7 это 23 килограмма для багажного места и 10 – для ручной клади, допустимый перевес – 200 граммов. Впрочем, больше обозначенного в правилах провезти тоже можно, но это обязательно должно быть учтено и оплачено в кассе авиакомпании (располагается в каждом порту, где есть ее рейсы). Зачастую это необходимо доказывать. Про недозволенные вложения и говорить лишний раз кажется неуместным. Однако сотрудникам службы снова и снова приходится объяснять людям прописные истины, сохраняя при этом улыбку и доброжелательный настрой.
Вообще вещи пассажиров в аэропорту проверяются трижды – на входе, при регистрации и в зоне погрузки перед доставкой на воздушное судно (багажа) или на выходе в стерильную зону (ручной клади). Там же люди проходят через интраскоп и газоанализатор, определяющий на руках следы пороха, если таковые имеются.
Если вернуться к багажу, сложностей с перевесом не возникает, наверное, только в VIP-зале и бизнес-классе. Там другие нормативы и, как правило, в них укладываются, зато и другой уровень ответственности на тех, кто работает с этой категорией пассажиров. Если весь аэропорт – территория повышенного внимания к людям, то в бизнес- и VIP-зале – внимание утроенное. К услугам клиентов – отдельная стойка для быстрой регистрации, кафе-бар, зал, где можно посмотреть телевизор, воспользоваться Vi-Fi да и просто с комфортом отдохнуть. Пассажиры класса VIP и бизнес последними и на отдельном транспорте приезжают к самолету и первыми выходят из него после посадки в аэропорту прилета.
Администратор местного VIP-зала Анна работает второй год. До этого, в студенчестве, подрабатывала в аэропорту агентом. Влюбилась в авиацию так, что по окончании экономфака вуза вернулась. И осталась. Большую часть «своих» пассажиров Аня знает в лицо и по имени-отчеству. «Мне очень нравится работать здесь. У нас пассажиры все хорошие – спокойные, довольные, всегда улыбаются, очень доброжелательные», – признается девушка.
В бизнес-зал, к слову, можно попасть и с обычным билетом, оплатив дополнительно ожидание рейса с комфортом. Бесплатно этими услугами пользуются Герои Советского Союза и России и еще ряд граждан.
Еще одна особенная категория пассажиров – инвалиды. Именно специалисты перевозок вместе с сотрудниками медицинской службы организуют весь процесс доставки человека с ограниченными возможностями (и колясочников, и на носилках, и пр.) на воздушное судно или, наоборот, высадки его и транспортировки в аэровокзал. В адрес нашего аэропорта по этому поводу – только хорошие отклики и тысячи «спасибо».
Помимо прочего в обязанности СОП входит центровка воздушного судна – один из важнейших элементов обеспечения безопасности полетов (хотя здесь важны все элементы в совокупности). Поначалу, рассказывают, экипажи бортов удивлялись, что этим занимаются молодые девчонки. Вообще-то работа считается мужской, однако ввиду нехватки грузчиков парни с центровки часто помогают им, и «на хозяйстве» остаются девушки. Задача – правильно распределить пассажиров и багаж, чтобы добиться максимальной устойчивости самолета в полете. Если что-то меняется к концу регистрации, меняется и вся схема центровки. Благо делается это теперь централизованно на компьютере, а ведь еще недавно все пересчитывали вручную. Определенных нюансов добавляет перевозка животных, пусть это и бывает не так часто (есть свои правила, и о них мы обязательно как-нибудь расскажем в рубрике «Зверье мое»).
Красивая картинка взлетающих самолетов достигается слаженными действиями специалистов многих служб (ПДСП, САБ, ГСМ, ИАС, аэродромная, спецтранспорта и др.). После нескольких часов напряженного труда множества людей – впечатление идиллии: пассажиры заняли свои места и готовы к полету, багаж загружен и уложен, воздушное судно в порядке, разрешение на вылет есть. Теперь – облегченно вздохнуть, встряхнуться и… снова приняться за дело. Ведь в аэропорту кроме обеспечения посадки и вылета, заботы о пассажирах и их багаже – масса текущей работы, которую нужно сделать в отсутствие рейсов. А затем успеть подготовиться к прибытию следующего самолета – так, чтобы встретить пассажиров с ослепительной улыбкой и замечательным настроением!
Галина МИРОНОВА
Фото автора