Дороги Алтая — в надёжных руках

Дороги Алтая — в надёжных руках

05.02.2016 0 Автор Администратор

Наводнение 2014-го стало настоящим испытанием на прочность для нашего населения, оно не пощадило многие жизненно важные объекты, в их числе мосты и дороги республики. Колоссальная ответственность была возложена на дорожников, которые сделали всё возможное, чтобы свести к минимуму последствия природной стихии. В прошедшем году были освоены огромные объемы по дорожному строительству и ремонту. Может, это звучит высокопарно, но каждый километр проезжей части, уничтоженный наводнением, вернули людям. Дороги и мосты не просто привели в порядок, их сделали современными, более прочными и безопасными.

Наш ответ стихии
Совсем недавно мы проводили 2015-й. Для работников дорожной отрасли он стал очень плодотворным, но и крайне напряжённым. На этот год пришлась львиная доля работ по восстановлению дорог, пострадавших от наводнения.
Когда весной 2014-го природа показала свой суровый нрав, в числе главных встал вопрос: как спасти и восстановить региональные дороги и мосты? Как обеспечить безопасное передвижение транспорта? После случившегося разгула стихии в республику приехала срочная комиссия из Росавтодора (Москва), которая изучила и зафиксировала разрушения, возникшие в результате ЧС. Всего в ходе наводнения пострадало 118 объектов, в частности 47 мостов, 17 из которых было необходимо построить заново. Впереди дорожников ждал непочатый край работы. В первую очередь в кратчайшие сроки на дорогах восстановили проезд, установили временные мосты.
– В первые дни после стихии многие наши люди не знали ни сна, ни выходных, а впоследствии — и отпусков, — рассказывает начальник КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Николай Иванович Нечаев. — В основном работы осуществлялись силами местных подрядных организаций, таких как Шебалинское, Чойское ДРСУ, ООО «Аюта» (Кош-Агач) и другие. Действовали как одна команда, наверное, потому и победили.
– Эксплуатирующие предприятия сработали профессионально и оперативно, помогая друг другу. Бывали ситуации, когда силами района не справлялись, привлекали технику из других дорожных организаций туда, где она была особенно нужна. Например, для обеспечения временного проезда перевезли тяжелые механизированные мосты из Турочака в Кайсын Усть-Канского района, — вспоминает события того времени заместитель начальника Валерий Хмелёв.
Он добавляет: что за более чем 15 лет работы в дорожной сфере ему ещё не приходилось сталкиваться с таким количеством разрушений на дорожных объектах, как после наводнения 2014 года.
– Трудности показали, как мы можем работать, хотя многие из нас выполняли поставленные задачи буквально на пределе своих возможностей, — продолжает В.Н. Хмелёв. – В настоящее время все обязательства по ремонту дорог после паводка нами выполнены.
По словам заместителя начальника Горно-Алтайавтодора Сергея Скамрова, на финишной прямой сегодня находятся работы по выполнению плана строительства мостов, разрушенных при ЧС. Как уже отмечалось выше, 17 объектов, не подлежавших восстановлению, пришлось строить заново.
– За последний год нами выполнен значительный объем работ. Если в предыдущие годы мы строили по два-три объекта, то сейчас — десятки, — говорит Сергей Скамров.
В минувшем году были введены в эксплуатацию мосты через бурные реки Горного Алтая — Ак-Аклаху, Чую и Катунь у села Инегень, Каланегир, Чемал в селе Чемал, Коргон (с. Коргон), Сайдыс, Майму (с. Бирюля), Куюм, Кайсын, Кузю, Кормузек. В 2016-м планируется завершение строительства мостов на Мульте, Песчаной, Сарыкокше.
Как сообщил С.В. Скамров, в наступившем году будет введён в эксплуатацию крайне важный и нужный объект «Подъезд Талда — Тюнгур (природный парк «Белуха»)» вблизи села Синий Яр. Этот отрезок дороги связывает с «большой землёй» почти весь Усть-Коксинский район, где сегодня активными темпами развиваются туризм и сельское хозяйство. В 2014 году наводнение размыло дорогу, лишив население возможности пользоваться проездом. В срочном порядке были проведены работы по восстановлению нарушенного транспортного сообщения, а в целях предотвращения дальнейших размывов принято решение о строительстве нового участка с асфальто-бетонным покрытием. Скоро жители и гости района смогут ездить по хорошей ровной дороге, соответствующей всем современным требованиям и нормам безопасности. Строительство начнётся уже в первом квартале. Работы будет осуществлять ОАО «Сибмост» (Новосибирск).
Кроме того, в Усть-Коксинском районе скоро будет возведён мост через реку Мульта, который позволит обеспечить проезд в посёлок Маральник-1, а также к живописным Мультинским озёрам, расположенным выше по течению. Старый мост весной 2014 года был уничтожен разбушевавшейся водой. Строительством занимается компания «Мостоотряд 96» (Алтайский край).
Пожалуй, и жители Чемала ещё не забыли, как буйствовала мощная стихия, разрушая всё на своём пути. Был начисто смыт водой мостовой переход через реку Чемал на автомобильной дороге «Усть-Сема — Чемал — Куюс», оставив без транспортного сообщения села Куюс, Толгоёк, Эдиган, Ороктой, Еланда и другие. Для решения проблемы силами инженерных войск Алтайского края был установлен тяжёлый механизированный мост, который на некоторое время заменил капитальную конструкцию.
А в конце 2015 года новый мостовой переход в Чемале был торжественно открыт, сегодня он успешно функционирует и, хочется верить, будет служить людям долгие годы.
Чтобы подробно рассказать о судьбе каждого пострадавшего от наводнения моста или участка дороги, наверное, нужно написать ещё одну большую статью. Отрадно, что все эти истории имеют хороший конец, ведь ни один разрушенный мост или дорога не были оставлены без внимания.
На просьбу назвать самый сложный из объектов строительства Сергей Владимирович отвечает:
– Мы не делим объекты по категориям «сложные» и «простые». Если говорить, например, о мостах, то все они, малые и большие, требуют серьёзных трудозатрат и одинаково высокой ответственности. У каждого моста, независимо от его размера и протяжённости, должны быть возведены опоры, смонтированы балки пролётных строений, устроены подходы и проезжая часть, нанесена разметка. Возьмём, допустим, строящийся мост через Сарыкокшу в Чойском районе. Его длина составляет более 100 метров. Объект большой, но по видам выполняемых работ он не отличается от малого.
Немало мостов и дорог буквально уничтожила «большая вода», сейчас на их месте возведены новые, и, пользуясь ими, мы забываем о той стихии… Но она была, и каких трудов стоило работникам дорожной отрасли республики вернуть нам возможность ездить по нормальным дорогам, знают лишь они сами.
Говоря о работе по восстановлению дорожных объектов после паводка 2014 года, Николай Нечаев не случайно назвал своих коллег победителями, ведь это была борьба, хорошая трудовая борьба сильной и сплоченной команды дорожников. Это был мужской ответ суровой стихии, а может, и самим себе, доказательство того, что, действуя сообща, можно многое преодолеть. Истина стара как мир, но она работает, и, чтобы это проверить, достаточно проехаться по дорогам нашей республики.
Спасибо за ваш труд!
Свой вклад в общее дело по восстановлению и строительству мостовых переходов внесли все дорожные предприятия республики, в их числе Турочакское ДРСУ (руководитель Анатолий Васильевич Исаков). Высокий профессионализм и умение оперативно реагировать в экстренной ситуации проявили экскаваторщик (грейдерист) Николай Павлович Потапов, водители Валерий Богданович Созанский, Сергей Викторович Остер, ветеран дорожной отрасли диспетчер Виктор Адольфович Остер.
На высоком уровне отработали водители Чойского ДРСУ: Андрей Васильевич Штанаков и Виктор Борисович Зорин (руководитель Владимир Юрьевич Швец).
Настоящий боевой дух в противостоянии стихии проявили работники Шебалинского ДРСУ (руководитель Василий Анатольевич Исаков): водитель автокрана Сергей Васильевич Корчан, водители КамАЗов Владимир Сергеевич Парамонов, Степан Валентинович Лапшин, экскаваторщики Вячеслав Чалманович Иркитов и Сергей Петрович Григорьев.
Отличились и сотрудники ООО «СтройКомАлтай» (руководитель Анатолий Кубашевич Кубашев): экскаваторщик Олег Юрьевич Суворов, дорожный рабочий Ренат Владимирович Санашев, водитель КДМ Геннадий Георгиевич Максимов.
Большую признательность руководство Горно-Алтайавтодора выражает Усть-Коксинскому ДРСП (руководитель Андрей Александрович Смоляк) за своевременную и оперативную помощь дорожникам техникой и материалами, в перевозке грузов. С поставленными задачами отлично справились водители Виктор Викторович Плотников, Борис Анатольевич Степанов, Николай Васильевич Мирон, машинисты экскаватора Константин Анатольевич Ситников, Николай Викторович Шатаев.
Серьёзные объемы работ выполнила на территории региона и компания ОАО «Сибмост», которая осуществляла строительство мостов через реки Инегень, Чемал и Коргон.
Здесь же стоит отметить, что кроме 17 мостов, которые возведены на месте разрушенных наводнением, в республике построено пять новых мостовых переходов. Много это или мало? Очевидно одно, без этих объектов мы не смогли бы обойтись. Спасибо дорожникам за труд, за силу духа, терпение и ответственное отношение к своей работе!

Технологии качества
Не только чрезвычайные ситуации заставляют дорожников каждый день улучшать качество работ, повышая тем самым безопасность транспортных артерий Горного Алтая. Большое внимание сегодня уделяется сохранности трасс. В 2014 году Горно-Алтайавтодор приступил к созданию системы весового контроля. Для этой цели был приобретен передвижной пост для взвешивания тяжеловесных автомобилей, с прошлого года эта техника благополучно работает. Оборудование можно установить в любой точке республики, чтобы проверить фактическую нагрузку на дорогу того или иного автомобиля, степень ущерба, который он может нанести дороге. В Чойском и Турочакском районах для взвешивания сооружаются специализированные площадки, в 2016 году они уже начнут работать. Планируется, что в ближайшем будущем в регионе появится сеть передвижных, стационарных и автоматических постов весового контроля, которые будут работать в круглосуточном режиме.
По словам Николая Нечаева, идти в ногу со временем – это не дань моде, а необходимость. Ещё десять лет назад нагрузка на дороги была совсем другой, не было таких огромных потоков машин на наших трассах. Чтобы проезд всегда был безопасным и соответствовал всем современным нормам качества, необходимо постоянно совершенствоваться, делая ставку на инновационные пути решения тех или иных задач. В наши дни возросли требования и к эксплуатирующим организациям, благодаря новым технологиям их деятельность и исполнение предусмотренных в контракте договорённостей находятся под постоянным наблюдением руководителей.
– В 2014 году мы ввели в эксплуатацию систему контроля дорожных механизмов (СКДМ) на основе технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. На дорожную технику устанавливаются датчики, которые сообщают о месте нахождения автомобиля, его работу можно отслеживать из диспетчерского пункта или удаленно — через обычный интернет-браузер, — рассказывает Валерий Хмелёв. — Вообще эта технология используется достаточно широко во всём мире, у нас она адаптирована именно к дорожной системе, к титулам дорог, к конкретным километрам, контрактам и т.д.
В 2015-м в работу организации внедрён аппаратно-программный комплекс «Куратор», который даёт возможность специалистам вести оперативный фото- и видеоконтроль за состоянием дорог. Технология позволяет определить, на каком именно участке дороги сделан снимок, с точностью до метра. В основу данной системы также положены технологии ГЛОНАСС/GPS.
Эти и другие инновации являются составными частями Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», начало которой было положено в 2000 году. На более ранних этапах были внедрены такие ее части, как геоинформационная система автомобильных дорог (ГИС АД), система диагностики и паспортизации автомобильных дорог, автоматизированный банк дорожных данных Road Office.
– При внедрении любых инноваций мы стараемся использовать положительный опыт других регионов России, а также Федерального дорожного агентства, — резюмировал В.Н. Хмелёв.

Сохранять традиции и идти в ногу со временем
Основные критерии качества в дорожном строительстве и ремонте — это, конечно, надежность и устойчивость к любым переменам климата. Многое в отрасли держится на проверенных годами традиционных технологиях, однако они постоянно обновляются и дополняются современными материалами, которые проходят тщательное обследование в ЦСЛ — Центральной строительной лаборатории, действующей на базе республиканского Автодора. Кстати, ЦСЛ является в нашем регионе единственной строительной лабораторией, получившей аттестат аккредитации на компетентность в системе «Росдорстройсертификация», входит в систему Госстроя России и признана по результатам межлабораторных испытаний одной из лучших строительных лабораторий России.
Специалисты с особой ответственностью подходят к выбору материалов для дорожного покрытия, подбирая лишь те из них, которые, что называется, не подкачают. Например, недавно в Чойском районе был проведен ямочный ремонт на битумных эмульсиях. Смесь битума и воды отлично ложится на влажный асфальт и хорошо на нём закрепляется. Выражаясь языком дорожников, имеет высокую адгейзию. При использовании данного материала не надо ждать, когда выглянет солнышко, чтобы просушить ямки, в итоге сроки выполнения работ значительно сокращаются.
Всё больше используются металлические оцинкованные трубы: их не нужно красить, и служат они дольше. В некоторых районах, например в Онгудайском, активно применяются в качестве стоек для дорожных знаков пластиковые столбики — ударопрочные, светоотражающие, не требующие покраски.
В мостовом строительстве себя хорошо зарекомендовал «Мостопласт» – битумно-полимерный наплавляемый рулонный гидроизоляционный материал для проезжей части. Срок его службы — не менее 20 лет.
На новых мостах для отвода воды, попавшей на гидроизоляцию, в плоскости защитного слоя предусматривается дренажная система «Козинаки», представляющая собой совокупность дренажных трубок и каналов продольного и поперечного направления. Это позволяет продлить срок службы дорожной «одежды» в 2 — 2,5 раза, повысить долговечность мостового полотна и пролетных строений.
На больших мостах применяются современные деформационные швы МММ D-50 с использованием комплектующих элементов и технологий фирмы «Maurer Sohne» (Германия), качество которых соответствует требованиям немецкого стандарта и российским нормативам. Деформационные швы типа MAURER — надежные, водонепроницаемые, устойчивые к динамическим нагрузкам, долговечные и простые в эксплуатации.
Кроме того, дорожные строители практикуют применение деформационных швов типа «Торма-Джойнт», которые также надежны, водонепроницаемы, устойчивы к динамическим нагрузкам, долговечны и просты в эксплуатации.
Ещё одна инновация – антигололёдная добавка «Грикол», которая помогает повысить транспортно-эксплуатационные качества мостовых сооружений в зимний период. «Грикол» добавляют в горячую асфальтобетонную смесь, применяемую в верхнем слое покрытия.
– За счёт резкого сокращения использования хлоридов на покрытии с «Гриколом» значительно улучшается экологическая обстановка – снижается коррозийное воздействие на металлические конструкции ограждений и транспортные средства, — пояснил Сергей Скамров.

Всегда на посту – на дороге и мосту
В Республике Алтай на сегодняшний день действуют порядка 15 эксплуатирующих предприятий. В каждом районе представители дорожной службы следят за порядком на наших дорогах. Зима — особенно напряжённый период: приходится в круглосуточном режиме очищать от снега и льда проезжую часть, будь то ровная асфальтированная трасса или извилистая дорога на горном перевале.
В последние годы в подрядных организациях заметно обновилась материально-техническая база, появилась как мощная, так и универсальная маневренная техника.
Республиканские дороги — в руках опытных специалистов с многолетним стажем, а также молодых и перспективных сотрудников, душой болеющих за своё дело.

Главное – безопасность
– Серьёзный объем работ ежегодно выполняется главной дорожной службой региона в соответствии с требованиями по безопасности Правил дорожного движения. В 2015-м этому уделялось особое внимание — на всех региональных дорогах, в частности возле образовательных учреждений, были переоборудованы пешеходные переходы. Дорожная разметка на пешеходных переходах теперь обновляется не реже трех раз в год.
Кроме того, по решению правительственной комиссии республики по обеспечению безопасности дорожного движения в прошлом году начаты работы по оснащению наиболее опасных пешеходных переходов передовыми техническими средствами организации дорожного движения: — современными аналогами светофоров типа Т-7, светодиодными дорожными знаками, дополнительным освещением зоны пешеходного перехода, перильным и барьерным ограждением, тротуарами, дорожными видеокамерами. К концу года согласно плану было установлено оборудование на двух переходах в селе Кызыл-Озёк Майминского района, возле начальной и средней школ. Мы уверены, что данные мероприятия значительно улучшат восприятие опасных зон водителями и пешеходами и, как следствие, позволят минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций. Работа в этом направлении будет продолжена и в текущем году, теперь у нас по плану села Элекмонар и Турочак и другие населённые пункты. Приведём в порядок пешеходные переходы вблизи детских учреждений, — рассказывает Валерий Хмелёв.
Ежегодно в сёлах региона появляются новые автобусные остановки-павильоны. Так, в прошедшем году по поручению главы республики они были установлены в Красноярке Усть-Коксинского района и в Чепоше Чемальского. С наступлением строительного сезона будут закончены работы по переоборудованию трех автобусных остановок на автомобильной дороге «Подъезд к г. Горно-Алтайску-2» (с. Майма, ул. Алтайская), которые сделаны много лет назад с нарушением требований безопасности.
В прошлом году установили барьерное ограждение на спуске с Верх-Карагужского перевала, где в 2014-м было зарегистрировано ДТП с участием автобуса. Теперь этот участок дороги максимально обезопасили.

От редакции
И это лишь малая толика того, что сделано и продолжает делаться дорожниками республики. Километр за километром они делают наши дороги и мосты все более качественными, а расстояния — преодолимыми. Здоровья и успехов труженикам дорог в новом году, спасибо вам за ваш труд!

Андрей Широков

Справка

Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор») обслуживает сеть региональных автомобильных дорог Республики Алтай, их протяженность составляет около 3000 км. Основными направлениями деятельности предприятия являются строительство и реконструкция региональных дорог и мостов, их содержание и эксплуатация, учет и оценка состояния дорожного хозяйства, разработка годовых и перспективных планов дорожных работ, проектов, исполнение контрактов.
На сегодняшний день структура управления состоит из 12 отделов. В КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» трудятся более 80 высококвалифицированных специалистов.
Предприятие активно развивается, наращивает объемы выполняемых работ, внедряет инновационные технологии, сотрудничает с ведущими проектными и научно-исследовательскими институтами страны.
Полномочия учредителя от имени Республики Алтай осуществляет Министерство регионального развития РА.