Кинофикация в Майминском районе

Дата:

3Сразу же после демобилизации из рядов Советской армии в начале 1946 года в нашу область приезжает Василий Романович Самойленко, назначенный заведующим отделом кинофикации Усть-Коксинского аймакисполкома. Что тогда входило в его владения? Одна звуковая стационарная установка и одна немая кинопередвижка. Весь штат – он да киномеханик. К ноябрю поступили еще две передвижки, на сей раз звуковые. Но кадров для работы на них не было. Их Самойленко пришлось готовить самому.
Учеба проходила своеобразно. Вместе с учениками выезжал на месяц-полтора в села района и во время демонстрации фильмов обучал их практической работе на киноаппаратуре. После того как убеждался, что человек в достаточной степени освоил новое дело, доверял ему работать самостоятельно. Обычно через год новый киномеханик сдавал экзамен по теории и практике и получал квалификационное удостоверение.
Под руководством Василия Романовича настоящими мастерами своего дела стали киномеханики, теперь уже ветераны труда Петр Иванович Попов, Виталий Григорьевич Бебекин, Иван Харламович Казанцев и многие другие.
Василий Самойленко, инженер Майминской районной киносети, ветеран производства, за многолетний добросовестный труд награжден знаком «Отличник кинематографии». Также Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
В 1963-м произошла реорганизация, и кинофикация была выделена из ведения министерства культуры. Василий Романович был переведен в Майму на должность директора районной киносети. В этот период особенно хорошо растет материальная база кинофикации в районе. В 1965 году начато строительство двух новых кинотеатров в Манжероке и Кызыл-Озеке, а всего в районе действовало в это время 59 стационарных киноустановок, они были в каждом населенном пункте.
В 60 – 70-е годы жил в Манжероке Федор Артемьевич Огнев, он работал киномехаником в селах Майминского района, включавшего тогда и нынешний Чойский. Кинобанки развозил на велосипеде. Однажды проезжал мимо, попал на киносъемки фильма «Живет такой парень», проходившие на подъеме на Манжерокский взвоз. На него обратил внимание В.М. Шукшин и попросил несколько раз проехать мимо машины. Этот момент сняли, а Огневу выплатили три рубля. Кадр вошел в фильм.
В 1979 году в штате киносети трудились 62 человека. Во всех селах действовали стационарные киноустановки. Даже в таких небольших населенных пунктах, как Сугул, Салаганда, Ишинск, где насчитывалось по 25 – 30 дворов, регулярно демонстрировались фильмы. Постоянно росло число посещений киносеансов. Если в 60-е годы ежегодно обслуживалось 600000 зрителей, то теперь – 900000.
Боролись и за улучшение качества обслуживания сельских жителей. Большую работу по пропаганде советского кино проводили лучшие работники – Валентина Чапаева из Паспаула, братья Василий и Владимир Селищевы, Валерий Щербак из Манжерока, Леонид Дворецкий из Каракокши, ветераны кино. Отлично трудились и многие молодые киномеханики. Среди них хочется особо отметить Владимира Шаульского, депутата Чойского сельского Совета, который обслуживал села Советское и Ишинск, Виктора Болташева из Кызыл-Озека, Устина Путина из Ускуча.
Хороших людей в кино было задействовано много, среди них наш земляк Анатолий Александрович Рогов. С 1969 по 1997 год он работал в кинотеатре «Катунь» Майминской дирекции киносети. В кинотеатре стояло чехословацкое оборудование «Меоптан-4С». В киноаппаратной стояли три кинопроектора. В 1974-м произошла замена оборудования более совершенной отечественной аппаратурой «23КПК». Фильмы показывали в основном отечественные, киностудий «Мосфильм», «Ленфильм», Одесской, Рижской и других. Зарубежные фильмы, чаще всего индийские, демонстрировались два-три раза в месяц и пользовались большой популярностью у зрителей. Одну и ту же картину «крутили» два-три дня по три-четыре сеанса в день. Цена билета была доступна всем (20 – 35 копеек), и поэтому наполняемость кинозала почти всегда была стопроцентной.
Самой главной проблемой, характерной для всех районов автономной области, была доставка новых кинолент в отдаленные села. Если по тракту банки с фильмами доставлялись транспортом кинофикации, то дальше их должны были везти почтовые работники. Но им частенько не хотелось возиться с этим, как они считали, лишним грузом, и ленты «не доезжали» до места, что срывало киносеансы.
Серьезную тревогу вызывало состояние клубов и Домов культуры многих сел района. В зимнее время они часто не отапливались, и зрители не могли высидеть все время сеанса. Особенно тяжелое положение было в клубах таких небольших сел, как Туньджа, Сугул, Киска, Советское, Сайдыс, Урлу-Аспак. А ведь ежедневно обслуживалось две-три тысячи зрителей.
Практически все работники кино на местах участвовали в сеноуборке. Это не значит, что они забрасывали свое основное дело. Днем работали на лугах, а вечером демонстрировали кинофильмы непосредственно на полевых станах, в бригадах выступали с лекциями, беседами, проводили киноконференции.

Надежда КОРНЕЕВА (ОГНЕВА)

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Манжерок» стал площадкой для съемок детского трэвел-сериала

Алтайский курорт привлек внимание юных кинематографистов. В досуговом центре...

На смену курортному сбору

С 1 января 2025 года в России начнет действовать...

Завершилось обучение самозанятых по профессии «Кондитер»

14  ноября в Горно-Алтайске завершилось проведение обучающего курса по...

«Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

«Ростелеком» запустил специальную акцию «Навсегда»: клиенты могут подключить все...