В республиканском правительстве состоялось первое в текущем году заседание комиссии по бюджету на предстоящие три года.
Несмотря на то что характеристики бюджета в номинальном выражении пока не обозначены, итоги исполнения бюджета текущего года, безусловно, дают ориентиры и их формирование активно обсуждается в финансовом ведомстве.
В работе комиссии приняли участие руководители и представители не только республиканских министерств и ведомств, но и – в рамках видеоконференцсвязи – финансовых служб муниципальных образований, ведь именно от консолидированной работы будет зависеть результат. А задач много, они были обозначены в предыдущие годы в рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай и сохраняют свою актуальность и сейчас. Тем не менее отдельные приоритетные направления и новации были озвучены руководящим составом Минфина республики.
С учетом изменений бюджетного законодательства, которые вступают в силу с 1 января 2017 года, бюджет снова будет трехлетним.
В связи с переносом сроков рассмотрения федерального бюджета скорректированы сроки работы над бюджетом республиканским, пока только в Правительстве РА, но вопрос по сдвижке сроков для более детальной проработки основного финансового документа республики предстоит обсудить в комитетах парламента при подготовке к очередной сессии.
Россия в качестве основного вызова стабильности обозначает сокращение дефицита бюджета. Задача, стоящая перед республиканскими финансистами, – принять бездефицитный бюджет, тем самым выполнить нормы законодательства, условия предоставления республике финансовой поддержки в виде дешевых кредитов и получить возможность их пролонгации.
Условия оптимизации бюджетных расходов сегодня регламентированы «дорожными картами». Подходы, отмеченные в них, должны стать планом работы в отраслях на предстоящие годы. При этом при пересмотре ряда обязательств в программах первоочередные социальные обязательства должны быть выполнены – это константа.
С учетом того, что в экономике и социальной сфере России будут происходить структурные изменения, задача отраслевых министерств – своевременно и ответственно, оценивая возможности, на условиях софинансирования решать приоритетные задачи развития республики (повышение доступности медицинской помощи, исключение сменного обучения, развитие инфраструктуры и пр.). При этом безусловным приоритетом остаются обязательства по Указам Президента Российской Федерации.
Бюджет по-прежнему будет сформирован в программном формате – по государственным программам. В настоящее время Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай ведется работа по уточнению программ. Но уже сегодня можно сказать, что в условиях доведенных «потолков» по программам потребуется пересмотр (формирование новых, корректировка, отмена) отдельных показателей программ и формирование ограниченных ключевых показателей эффективности и результативности. Принцип результативности должен быть заложен по всем направлениям планирования расходов.
На особом контроле начиная с 2017 года будет находиться планирование бюджетных ассигнований на предоставление государственных услуг с учетом нормативных затрат, в том числе обоснование величин базовых нормативных затрат. А новацией будет то, что базовые перечни в отличие от текущего года будут состоять из общероссийского, регионального и муниципального разделов. Для утверждения перечня не потребуется принятия правового акта – достаточно утвердить его в ГИС «Электронный бюджет». В этой же системе уже с 2016 года введено требование на заключение исключительно в электронном виде всех соглашений с федеральными органами власти.
Нормативная правовая основа для регулирования взаимоотношений с муниципалитетами сформирована, в работе документы по пересмотру уровня софинансирования муниципалитетов в программах республики. Но эти подходы должны быть аргументированы и законны. Так как нам необходимо сохранить достижение всех участников бюджетного процесса – высокую оценку по управлению бюджетом субъекта (Республика Алтай одна из 23 лучших в рейтинге субъектов РФ). Поэтому одна из первостепенных задач – неукоснительно соблюдать бюджетное законодательство и своевременно реагировать на нововведения.
Остается актуальным вопрос работы с доходами бюджетов всех уровней в условиях роста расходных обязательств – в этой связи обозначены требования к администраторам доходов республиканского и муниципального уровней. Этим и другим не менее важным аспектам была посвящена повестка заседания комиссии по бюджету в рамках подготовительных процедур к нулевому чтению бюджета. Ведь на каждой стадии бюджетного процесса рассматриваются вопросы, которые не могут быть решены в другое время, для того чтобы своевременно принять бюджет, исключающий даже потенциальные финансовые риски для населения республики.
Министерство финансов РА