Уже много лет в Республике Алтай бок о бок с другими этносами проживают представители бурятского народа.
С коренным населением нашего региона их связывает многое – близость религиозных верований (буряты, как и алтайцы, исповедуют шаманизм и буддизм), некоторые схожие традиции и обычаи. Община насчитывает более пятидесяти человек. Число исключительно бурятских семей невелико, чаще встречаются смешанные. Отдельные семьи проживают в Кош-Агаче, Онгудае, Майме, не менее десяти человек – в Шебалино.
Члены общины, возникшей во второй половине 80-х годов прошлого века, несмотря на естественный процесс ассимиляции, выражающийся в практике смешанных браков, сохраняют и поддерживают свою этническую и культурную общность. Они постоянно встречаются, совместно отмечают национальные праздники, не забывают культурные традиции и обычаи, которые передают своим детям и внукам.
Подробности о жизни бурятской общины Горного Алтая мы постарались выяснить у одного из ее главных организаторов Долгормы Дамдиновой.
Долгорма Чимитовна и ее муж Санжи Митуп (глава общины) поселились на Алтае в 1984 году. Изначально именно они занялись собиранием общины, по мере того как в наш регион переезжали на постоянное место жительства другие бурятские семьи – Темеевы, Казанцевы, Раднаевы, Амыровы, Толегеновы и другие. «Мы всегда стараемся друг другу помогать, поддерживать и в горе и в радости», – говорит представительница общины.
Несомненно, буряты прекрасно влились в многонациональное сообщество народов республики, получился настоящий симбиоз. Возможно, это связано с традиционным для представителей этого этноса уважительным отношением и симпатией к другим народам. «Мы, буряты, обожаем своих невесток и зятьев других национальностей, они у нас всегда на первом плане», – объясняет наша собеседница.
Сегодня к работе в общине старшие все чаще привлекают молодежь, воспитанную в традиции уважения к наследию своего народа. Например, организационную часть национального праздника Сагаалган (буддийского Нового года) в нынешнем году взяли на себя молодые активистки Дарима Ойношева и Марина Жамбалдоржиева.
Будучи в большинстве своем верующими буддистами, буряты Горного Алтая соблюдают все установления и обряды этой религии. Прекрасным примером может служить отмечаемый в конце зимы – начале весны в течение практически целого месяца Сагаалган, включающий множество торжественных ритуалов и обрядов. Перед праздником члены общины поздравляют друг друга. «Созваниваемся по телефону. Ну а младшие должны без приглашения прийти к старшим с подарками», – подчеркивает Долгорма Чимитовна.
Почтение к старшим, независимо от их рангов и званий, – важная для понимания менталитета народа черта бытовой культуры. Например, в бурятских семьях принято обращаться к родителям на «вы», это воспитывается с ранних лет. «Даже в детских садах воспитатели удивляются нашим детям», – рассказывает гостья нашей редакции.
Сагаалган – прекрасная возможность для знакомств новых и давних членов общины. Кроме того, праздник поддерживает среди них традицию совместного пения. Поют в основном народные песни и, конечно, Гимн Республики Бурятия.
Есть среди алтайских бурятов и настоящий талант – исполнительница песен на бурятском и алтайском языках Елена Тахтаева из Шебалино. Елена родилась в Бурятии, на Алтай приехала семь лет назад. Сегодня она является заместителем директора районного Центра культуры, при котором создала вокальную студию «Акцент».
Увидеть бурятские национальные костюмы жители столицы республики могли во время проведения Парада дружбы народов и Фестиваля национальных культур 12 июня. В собственных нарядах пришли девушки из Онгудая и Горно-Алтайска, другие предоставила для праздника Долгорма Дамдинова. Целую коллекцию национальной одежды она собирала на протяжении десятков лет. Некоторые привезла еще в 80-е из родной Бурятии, другие позже шили по ее заказам мастера. «К следующему празднику будем стараться, чтобы национальный костюм был у каждого нашего участника. Есть у нас девушка, которая шьет», – говорит Долгорма Чимитовна.
Разговор коснулся национальных блюд. Долгорма Дамдинова – отличный повар. Полтора года она руководила столовой при УФНС по Республике Алтай, в которой посетителям предлагали блюда бурятской кухни. Некоторые рецепты мы представляем в подборке ниже.
Кулинарные традиции бурятского народа наиболее близки к монгольским, но отчасти напоминают и алтайские. Одно из излюбленных блюд – похожие на манты буузы (позы).
Поддерживать национальные традиции членам бурятской общины помогают книги, которые хранятся во множестве в каждой семье. В последние годы хорошим подспорьем для молодежи стал Интернет, где можно почерпнуть разно-образные сведения о культурных особенностях любого народа. Ну и, конечно, не прерываются родственные отношения, связывающие алтайских бурят со своими родичами с берегов Байкала. Семьи выезжают на свою малую родину в отпуска и возвращаются заряженные энергией родной земли.
Алексей МИШИН