У каждого своя дорога к храму
Через паденья, трудности и страх,
Через молитву бабушки и мамы,
Через потери, горе, боль и крах…
7 июля 1992 года в День Рождества Иоанна Предтечи в Сретенской церкви Бердска состоялась иерейская хиротония отца Георгия Балакина, а за два дня до этого он был рукоположен в сан диакона. По словам настоятеля церкви Сошествия Святаго Духа села Майма протоиерея Георгия Балакина, его путь от мирянина в священнослужители был «молниеносным».
Родился Юра Балакин в 1969 году в Усть-Коксинском районе, в 1976-м родители переехали в Старую Белокуриху, в 1986-м, окончив школу, он поступил в Горно-Алтайский пединститут.
– Никогда не собирался быть священником, более того, я долгое время считал себя безбожником. Первый осознанный шаг к Богу, вере произошел во время службы в армии.
Шел 1989 год. Как-то в воскресный день с разрешения командира батареи один из прапорщиков принес «видик», и мы целый день смотрели комедии, боевики и один «ужастик» – мистический триллер, смысл которого сводился к тому, что не следует открывать запретные двери, иначе все будет плохо… А на другой день мы заступили в караул. И во время второй ночной смены, на посту, я внезапно для себя пережил нечто подобное тому, что выпало на долю героев фильма: что-то страшное, почти осязаемое стало надвигаться на меня со всех сторон. Хотелось закричать, казалось, что я схожу с ума. Воля оказалась какой-то парализованной, а тут еще автомат в руках… И вдруг где-то в глубине то ли сознания, то ли сердца, как спасительный родничок, забилось: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!» И тотчас что-то безмерно доброе и сильное окутало меня. Как в детстве, когда мама «спасая» меня от детских страшных снов, обняв, говорила: «Христос с тобою, сынок!»
Все происходившее в тот момент было для меня настолько явным, что мое безбожие зашаталось и дало трещину. Думаю, что именно тогда я приобрел первый опыт молитвы.
Еще одной ступенькой на пути к вере, тоже во время службы в армии, стало прочтение в журнале «Наука и религия» статьи про Туринскую плащаницу. Сам материал представлял собой «голую статистику», но его сопровождали два комментария: атеиста и верующего. Сердцем я был полностью на стороне атеиста. Но его доказательства сводились к тезису, что такого не может быть потому, что не может быть никогда! Комментарий верующего был лаконичен, логичен и ненавязчив. В итоге я, как начинающий историк, неожиданно для себя сделал вывод: если реально существует такое полотно с изображением, Плащаница, то в нее мог быть завернут только Иисус Христос!
Однако, осознавая бытие Чего-то Высшего, Непостижимого и Доброго, а также признав историческую реальность Иисуса Христа, по-настоящему верующим я не стал и, например, креститься не собирался.
И Господь меня поймал на слове. Моя будущая «половинка» на момент нашей встречи была уже вполне церковным человеком и даже «тайнообразующе» пела на клиросе в Преображенской церкви. И вот я, впервые обсуждая с ней возможность создания семьи, не подумав ляпнул: мол, готов венчаться, регистрироваться… На что сразу получил: сначала венчаться, потом регистрироваться! Вот и пришлось исполнять обещания: креститься, венчаться и только потом мы зарегистрировали свой семейный союз.
И опять я не стал человеком церковным. Более того: к воцерковленности своей супруги стал относиться с раздражением. В итоге прошел почти год «Савлова безумия»!
«Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3. 20)
У нас получилась почти счастливая семья. Все было замечательно, кроме одного: жена ходила в церковь, а я её не пускал. В итоге ситуация стала критической. И тогда в мою голову пришла вполне простая дельная мысль: а не сходить ли и мне в храм, чтобы или понять что-то, чего я не понимаю, или же вывести «их всех» на чистую воду?
В итоге я пришел в храм неверующим, а ушел… Как будто с сердца упала шторка – в какой-то момент службы, даже не знаю когда, скорее, где-то ближе к концу, я вдруг ощутил, что меня ЛЮБЯТ! Просто – море любви, в которую я не верил и о которой не подозревал! А в ответ и в моем сердце вдруг открылась такая любовь ко всем, что, если бы меня ударили по левой щеке – я бы, не задумываясь подставил правую!
Будучи в трезвом уме и здравой памяти, я понимал, что это все не моё, но это – истинное! А я все свои двадцать с небольшим лет был ненастоящим.
Мы с женой стали ходить на службы в храм вместе, я впервые осознанно исповедался, причастился. А вскоре супруге предложили открыть воскресную школу при Преображенском храме. Тогда же отец Ростислав спросил у меня, не хочу ли я стать диаконом, а может, и священником, на что я категорически отказался! И тут начался «обратный отсчет». Если со дня моего сознательного прихода в храм мне всё давалось легко и я осязаемо становился чище и лучше, мои грехи постепенно «отваливались» с души, как коросты с заросшей раны, то стоило мне отказаться от предложения настоятеля Преображенского храма, как начались искушения! Например, мне с детства не нравились курящие люди, но получилось так, что семь лет я «отдал» этой нехорошей привычке. Слава Богу, бросил курить задолго до воцерковления, но вдруг «на ровном месте», да еще в Великий пост, я взялся за сигарету и почти неделю ходил с этим «карманным крематорием». Причем прятался как школьник! И особенно досадно было, что я впервые соблюдал пост и вначале все было хорошо, а тут… В общем, мои «болячки» стали возвращаться ко мне.
Но чудо: вдруг мне и маме моей супруги одновременно пришло понимание: раз призвали к священнослужению, то отказываться не следует – не спастись! Но если попробовать, то может быть… Так что священство я решил принять, как инвалид принимает костыли.
В предварительном разговоре с отцом Ростиславом мы обсуждали, что мне следует окончить институт, основательно подготовиться, может быть, поступить в семинарию, но на все Божья воля. Вскоре после Пасхи в Преображенский храм приехал викарий Новосибирской епархии епископ Томский Сафроний, и было принято решение готовить второго священника. В итоге срок моей подготовки резко сократился, и по прошествии двух месяцев я был рукоположен в сан священника. А семинарию пришлось оканчивать заочно.
До священства мне казалось, что быть священником скучно! А от мысли, что пять, и десять, и двадцать лет придется повторять одно и то же «по кругу», становилось страшно… Но прошел год, два, пять… двадцать пять. А я ни разу не пожалел о своем выборе! Потому что служение Богу – это самое радостное дело на земле! И чему-чему, но скуке в этом служении места нет. Скучать некогда!
Делать дело Божье
Оглядываясь назад, я понимаю, что к вере пришел не сам, меня привел Господь. А для других приходящих в Храм я только помощник в том, чтобы найти Бога. Митрополит Антоний Сурожский однажды сказал: «Священнослужитель на самом деле – это осел, на котором Христос въехал в Иерусалим. Когда Христос въезжал в Святой город, то люди подстилали под ноги ослика одежды, бросали пальмовые ветви, радостно кричали. А осел в это время, наверное, думал: «Ну наконец-то! Меня заметили и оценили! Как эти люди мне рады, как они меня почитают!» Важно понимать, что мы, священники, не больше этого осла».
Семь лет я служил под началом протоиерея Ростислава Кирашука в Преображенском храме. Благодарен Богу за то, что моим первым наставником стал именно он. Отец Ростислав меня крестил, венчал нас с матушкой и все эти годы был и сейчас является моим духовным наставником. Он – яркий представитель непрерывной церковной традиции – там, откуда он родом, церкви не закрывались, и он с детства находился при храме, всегда хотел быть священником, вера в Бога у него впитана с молоком матери. И то, что именно он стал первым священником у нас в республике с момента возрождения церковной жизни, на самом деле для нас, всех православных, великая милость Божия!
Затем я был назначен в Майму. Первые два года здесь, в нашем храме, для меня самое замечательное время.
В Храме Сошествия Святаго Духа самые лучшие прихожане – это я понял сразу! У нас очень дружная община. Для многих, особенно старых прихожан, храм роднее своего дома! Сейчас уже сложно вспомнить, в каком состоянии досталось общине церковное здание, но то, что сделано, сделано сообща, совместными трудами и молитвой!
Сам Майминский храм Святага Духа – замечательнейший, самый старый храм и первое каменное здание в Горном Алтае. Но ценен он еще и тем, что в этом храме молились и особо почитаемые священноподвижники благочестия: святитель Макарий, мощи которого почивают в Горно-Алтайске, протоиерей Василий Вербицкий, многие репрессированные священники, монахини и миряне, новомученики за веру, так или иначе тоже связаны с нашим храмом. Думаю, нам удалось сделать многое из того хорошего, что есть, благодаря таким замечательным помощникам и молитвенникам, в том числе и в Царствии Божьем!
В 2002 году я был назначен благочинным республики и в течение одиннадцати лет служил в этой должности. В 2013 году была образована Горноалтайская епархия, и владыка Каллистрат назначил меня секретарем епархиального управления. Три с половиной года я потрудился на этой должности, а сейчас, Слава Богу, являюсь только настоятелем Майминского храма.
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18)
Со своей будущей супругой познакомился во время учебы в институте. Очень важным членом семьи была мать моей супруги Зинаида Тимофеевна Комаревцева, кандидат исторических наук. Долгое время по болезни она была прикована к постели, имея немощь физическую, обладала неимоверной силой духа.
Матушка Ксения – мой самый главный помощник, самый близкий друг, самый родной человек. Я не знаю, кем бы я стал и что было бы со мною, если бы я ее не встретил.
Хотя и нам приходилось учиться быть православной семьей. Матушка Ксения, моя супруга, и ее мама были людьми верующими, а я – безбожным шалопаем. Однако моя супруга выросла без отца, и вообще в их семье несколько поколений женщин сами решали основные проблемы. Мои же родители не были верующими, точнее, не были церковными, но остатки традиционного, православного уклада в нашей семье имелись. Например, мама всегда подчеркивала особое, почетное место отца в семье. Поэтому нам обоим временами приходилось непросто, как говорила моя мама, «зима не без мороза», но, слава Богу, «зимы» сменялись «вёснами», а мы учились и научались быть супругами. Причем, считаю, что многие бури миновали нас благодаря таинству венчания: для нас оно действительно стало основой семейного счастья. Мы всегда дорожили своей семьей, друг другом, своей любовью. Вырастили детей, у нас их трое. Есть внуки. Слава Богу!
Господь Бог не только весь мир сотворил. Он в какой-то мере продолжает творить. Все происходит не без Божьего помысла. Господь каждого из нас творит как храм, и каждому дано какое-то предназначение. А какое – знает только Господь Бог… И важно услышать, к чему тебя Творец призывает, важно понять свое предназначение в этом мире. У каждого из нас есть моменты, когда надо поступать не как хочется нам, а по воле Божьей. И часто именно тогда наступает счастье, СО-ЧАСТИ-Е – соединение Богом разрозненных частей воедино: в семье, творчестве, профессии…
Всем и каждому я желаю настоящего, нелицемерного счастья, чтобы услышали призыв и наследовали ЭТО счастье!
У каждого своя дорога к храму,
Пусть робок самый маленький
шажок,
Но этот путь тернистый –
верный самый,
Где радостно встречает всех нас
Бог.
Мария Шильникова
Записала
Алена Казанцева