9 июля отметил 70-летний юбилей алтайский режиссер и музыкант Николай Сергеевич Шумаров (творческий псевдоним – Ногон Шумаров), один из известнейших носителей древней культуры сказителей алтайского героического эпоса – кайчы. Сегодня наш земляк активно занимается сохранением и пропагандой культуры народов Горного Алтая. Он организатор и почетный член жюри различных фестивалей традиционной музыки.
Также Николай Сергеевич – один из главных популяризаторов горлового пения за рубежом. Многочисленные турне и мастер-классы по всему миру тому подтверждение.
— Николай Сергеевич, знаю, последнее время большую часть времени, свободного от поездок по России и миру, вы проводите в селе Кулада. Давно там поселились?
— Пять лет назад построил дом. Хоть родился я в Малом Яломане, в Куладе родина моих предков, многие там похоронены.
– Чем занимаетесь в сельской глуши?
— Картошку сажаю, огурцы, редиску, лук, морковь, свеклу… Хожу за водой к аржану в свой родовой Шумаровский лог. Очень хороший родник, сердечный. Пью, восстанавливаю силы: это как бы мой собственный релакс-центр.
— К творчеству, наверно, эти места располагают?
— Да, здесь, в городе, творчеством не займешься, разве только зимой. А там тишина такая, что слышно, как мышь под полом заскребет или птичка сядет на аил. Возьмешь топшур, споешь, захочется что-нибудь сочинить…
— Гостей часто принимаете?
— В июле прошлого года приезжал Гарик Сукачев, он как раз снимал документальный фильм «Алтайская песня», посвященный нашей республике. В Куладе прошли съемки начальных и финальных сцен с моим участием. Сейчас как раз состоялась премьера этой ленты: 19 июля в барнаульском кинотеатре «Мир», 20-го и 21-го – в Бийске и Белокурихе, а 22-го – в рамках Шукшинского фестиваля в Сростках.
Еще побывал у меня в гостях финский актер Вилле Хаапасало. В своем документальном проекте «Алтай за 30 дней» один из дней он посвятил Куладе. Хорошо пообщались, барашка закололи…
Множество людей приезжают в Куладу, чтобы побывать в местном музее, директор которого – моя племянница Марина Тохтонова. Зачастую посетители потом приходят ко мне в гости – пьем чай, беседуем. В Куладе у Бронтоя Бедюрова свой дом, мой брат Кыдраш Шумаров там живет – мы теперь уже аксакалами стали, ведь старики-то уже почти все ушли…
— Понятно, у вас там настоящие сливки интеллигенции… А как сельское уединение сочетаете с поездками по миру?
— У меня есть айпад – можно зайти в «Фейсбук» и другие сети, через скайп пообщаться со всем миром. Там же получаю приглашения. Вот недавно из Лондона звонила помощник режиссера Ильи Хржановского. Он уже несколько лет снимает многосерийный документальный фильм «Дау», посвященный неоднозначной личности академика Льва Ландау. В главной роли – Теодор Курентзис, более известный как дирижер, а роли ученых исполняют непрофессиональные актеры – самые настоящие физики. В съемках также принимали участие шаманы из Горного Алтая – наш лама Сарымай Урчимаев, молодой сказитель Аржан Кезереков, ныне ушедшие, и Слава Челтуев из Кош-Агача, а я был руководителем группы. В конце октября – начале ноября в Европе пройдут премьеры, нас приглашают принять в них участие.
— Физик, лауреат Нобелевской премии Ландау и шаманские обряды. В чем связь?
— Ландау увлекался эзотерикой. Вероятно, это помогало ему в его исследованиях…
Еще в декабре прошлого года, перед Новым годом, я участвовал в работе жюри Международного кинофестиваля «Ноль Плюс» в Тюмени. Летом у нас на Семинском перевале проходила их киношкола, в рамках которой были сняты два короткометражных детских фильма «Скорость потока» и «Тропой волшебного оленя». Очень хорошие, поучительные ленты.
Из Тюмени я улетел в Москву, оттуда – в Индию, где проходил Фестиваль суфийской музыки «Руханият».
— Выступали там?
— Две недели ездил по стране, отдыхал и выступал. Фестиваль проходил по всей Индии, я на нем побывал уже во второй раз. Оказался там единственным представителем не только Сибири, но и России. В Дели местом проведения стала средневековая крепость Пурана Кила, которую заложил Хумаюн, император из династии Великих Моголов. Во время поездки удалось посмотреть много культурных достопримечательностей, в Дели посетил Храм Лотоса – главный храм религии Бахаи и другие интересные места. Потом были выступления в Бангалоре и Хайдарабаде. Вероятно, они будут на диске, который организаторы выпустят по итогам фестиваля.
— Я вижу, у вас в альбоме – фото с индийскими музыкантами. Как вы с ними общались?
— В той поездке с нами был мой продюсер Максим Шапошников, он выполнял роль переводчика. Максим живет в Голландии, пишет статьи и книги об этничес-кой музыке Сибири. Более десяти лет мы с ним сотрудничаем. Я бывал у него в гостях в Голландии. Там мы как-то записали совместно с одним молодым английским музыкантом песню в стиле рок, которая потом вошла в альбом серии Asian Garden.
— У вас, насколько я знаю, нередко бывали совместные работы с композиторами, экспериментирующими в различных современных жанрах.
— Да. Последнее такое случайное сотрудничество было с известной московской рок-группой «Рада и Терновник». Рада Анчевская – руководитель группы, филолог и поэт, ее муж Володя – музыкант. В 2013 году мы выпустили совместный альбом «Укок» с экологической миссией в защиту нашего плато Укок. Это работа в стиле шаманский рок, я импровизирую там с горловым пением, шаманским бубном, комусом и шоором. Дизайн альбома выполнил Игорь Хайтман, фотохудожник из Барнаула.
В Москве же я познакомился с руководителем интересного музыкального проекта «Поющая бронза» – колокололитейщиком и звонарем Александром Жихаревым. Он использует для создания музыки билы – изобретенный им инструмент, представляющий собой ладовый подбор бронзовых пластин. Некоторые называют их плоскими колоколами – звук очень похожий. Саша служит звонарем в Коломенском. Он пригласил меня к себе в часовню, мы там порепетировали, он – на билах, я – с горловым пением. Получилось такое любопытное этническое русско-алтайское совмещение.
Потом была первая попытка студийной записи, но ничего не вышло – «колокола» сильно фонили. Тогда Александр нашел профессиональных музыкантов, у которых имелась хорошая профессиональная студия, и там мы записали альбом, который позже выпустили на диске.
В дальнейшем я использовал эту запись для музыкального оформления фильма Светланы Катыновой «Мифы Алтая» в жанре песочной анимации, в основу которого положена древняя алтайская легенда о сотворении мира и человека.
— Этот проект будет в дальнейшем продолжен?
— Мы очень на это надеемся. Сегодня все упирается в деньги, они нужны, скажем, для выпуска фильмов на компакт-дисках. Необходимы серьезные спонсоры. Ведь иначе получится, что мы вкладываем свой труд, деньги, а потом сами остаемся в минусе… Пытались получить грант для финансирования дальнейшей работы, но пока ничего не получилось.
У нас с Сергеем Дыковым есть желание снять фильм по повести Дибаша Каинчина «Покажитесь, горы, покажитесь…». Но пока никаких перспектив. Может быть, получится приурочить съемку к юбилею писателя, который будет отмечаться в следующем году. Еще имеются планы создать фильм, посвященный Михаилу Чевалкову, съездить в село Карасук под Бийском, где он родился.
— В апреле этого года вы и другие музыканты участвовали в концерте, организованном в Московском международном Доме музыки…
— Гвоздем нашего выступления была часовая программа, посвященная исполнению эпоса «Маадай-Кара». На концерте был аншлаг. Зрители, как мне потом рассказывали, очень впечатлились – такие выступления, когда десятки участников в течение часа исполняют на сцене большое эпическое произведение, даже для столицы большая редкость! Кстати, 29 июля в Горно-Алтайске будет проходить Курултай сказителей, в его рамках мы собираемся эту программу полностью повторить на площади им. Ленина.
— Традиционный вопрос – о творческих планах.
— Какие планы? Я специально ничего не планирую. Кто-нибудь свистнет – полечу в Москву или еще куда-то. Никогда не знаешь, откуда следующее приглашение придет. Единственное – то приглашение в Лондон, о котором я говорил. Постановщики намерены собрать на премьеру фильма «Дау» шаманов из России и провести по завершении показа шаманский обряд.
А еще французские режиссеры Ян Артюс Бертран и Мишель Питио планируют снимать на Алтае часть своего фильма «Терра» – это такой уникальный проект в защиту планеты Земля. Мишель собирался приехать ко мне, но пока у него сложности с финансами.
— С этими постоянными разъездами и съемками у вас свободное время остается, скажем, на какое-то хобби?
— Мои хобби – это огород, обустройство дома. Целый год строю баню – доски строгаю, морилкой пропитываю… Каждый день работа идет.
— Тоже своего рода творчество. Должно быть, в нем для вас и заключается главный жизненный смысл?
— Я считаю, надо радоваться тому, что дает жизнь, творить и свою радость, свое творчество обязательно дарить другим людям. В этом, наверное, и есть смысл жизни.
Беседовал Алексей Мишин