Шёлковый путь ирбиса

Дата:

Как донести понятие святости такого редкого животного, как снежный барс, до большинства населения горных регионов мира для его сохранения? С помощью кого можно это делать? Оказывается, экологам планеты в столь сложном деле могут помочь коренные культурные практики – носители и хранители традиционных знаний народов, проживающих вблизи мест обитания ирбиса. Этот вопрос тщательно обсуждали участники семинара  по сохранению редкого животного, проходившего в Таласской области Кыргызстана. В его работе приняли участие представители горных регионов России, Кыргызстана и Таджикистана. От России – представители республик Алтай и Бурятия.

Наука плюс традиционные знания

Впервые об этом я услышала на первом в России международном совещании Всемирного фонда дикой природы по сохранению ирбиса «Мониторинг и сохранение снежного барса в Алтае-Саянском экорегионе», прошедшем в Республике Алтай в конце мая с участием экспертов из России, Монголии, Кыргызстана, Казахстана, США, Индии и Китая, которые обменялись опытом в сфере сохранения снежного барса. Среди приглашённых был Родни Джексон – основатель организации «Сохранение снежного барса» (SnowLeopardConservancy), ведущий эксперт с мировым именем по изучению ирбиса и среды его обитания. По словам Джексона, коренные культурные практики, пользующиеся у населения огромным авторитетом и играющие важную роль в общественной жизни отдалённых сёл и деревень, могут помочь в экологическом просвещении человека с точки зрения соблюдения национальных традиций в охране снежного барса. «Мы хотим вовлечь таких людей в реализацию глобальной программы по сохранению снежного барса, – сказал Родни Джексон. – В настоящий момент программа не рассматривает местные сообщества, коренные народы и их традиции, которые проживают в местах обитания этого вида, как основных действующих лиц в сохранении. Учитывается деятельность только учёных и сотрудников особо охраняемых природных территорий (ООПТ). И мы хотим этот пробел устранить. Наша задача – соединить научный подход с традиционными знаниями людей, которые живут в местах обитания ирбиса и рядом, для увеличения и распространения редкого вида. Например, порядка 70 процентов мест обитания снежного барса находится там, где проповедуются буддизм и другие духовные верования, такие как шаманизм. Миролюбивая политика по отношению к животным у представителей этих духовных практик также может являться инструментом для сохранения снежного барса».
С этой целью коренные культурные практики, местные и коренные сообщества (животноводы, охотники и другие социальные группы), ведущие традиционный кочевой образ жизни в местах обитания и миграции снежного барса, и организации, представляющие их интересы, из Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и республик Алтай и Бурятия России создали сеть «Земля снежного барса» (ЗСБ) в результате проведения семинара в Монголии в марте 2016 г.

О конкуренции животных и численности барсов

Когда уже в Киргизии, в Таласской долине, эта тема стала ключевой в обсуждении способов и методов сохранения небесного животного, как называют ирбиса горцы, пришло сравнение, связанное с дорогами, которые нас объединяют. Все они начинаются с тропинок, протоптанных животными. Наверное, немало их послужило созданию самой известной сети дорог под названием Великий шёлковый путь. А трудные горные перевалы человек преодолевал, идя по следам снежного барса. Сегодня барс является редким животным и уже не прокладывает тропинки для человека.
Сокращение численности высокогорного хищника зависит не только от браконьеров, но и от деятельности людей. В той же Индии развитие туризма сопряжено с угрозой потери мест обитания снежного барса. Животноводы Алтая, Ала-Тоо, Памира поднимаются выше в горы, занимают под пастбища участки, потенциально пригодные для обитания ирбиса. Идёт конкуренция между домашними и дикими животными.
Акылбек Курманбаев, главный специалист Таласского территориального управления Госагентства окружающей среды и лесного хозяйства, считает, что эту конкуренцию можно значительно ослабить с помощью Министерства сельского хозяйства: «Я имею в виду Департамент пастбищ. Когда начинается сезон выпаса скота на летних пастбищах, каждому животноводу выдают пастбищный билет. Необходимо учитывать среду обитания снежного барса по той карте, что указана в пастбищном билете. Животноводы ведь обычные люди. Они не только пасут скот, они ездят на летние пастбища со своей семьёй, принимают гостей… И этим простым людям нет дела до проблемы сохранения барса, состояния его численности и количества других животных. Видя барса, они не задумываясь говорят об этом семье, друзьями. В итоге эта информация идёт дальше и доходит до ушей браконьеров… И нам стоит обратить внимание на то, что есть структура, которая уже взаимодействует с этими животноводами, и в каждом селе есть пастбищный комитет. Нужно поработать вместе с ними в плане реализации глобальной программы по сохранению снежного барса».
Учёные всего мира пытаются подсчитать, сколько же сегодня на планете живёт этих красивых хищников. По словам Эрика Шукурова, председателя экологического движения «Алейне Плюс» (Кыргызстан), в настоящее время нет единой методики подсчёта численности снежного барса: «По оценкам различных организаций, в Кыргызстане нет точной цифры, которая характеризовала бы численность этого животного. Такая ситуация характерна для всей мировой популяции снежного барса, то есть в каждом регионе его количество подсчитывается очень и очень приблизительно. В настоящее время у нас численность барса оценивается с очень большой погрешностью: от десятков до сотен. Наверное, мы сможем сделать более точную оценку, если будем не только считать каждую особь, а пойдём от противного: станем учитывать площади экосистем, которые способны поддерживать определённое количество снежного барса и сопутствующих животных, которые являются для него пищевой базой».

Детям о жестокости

Интересно, что сурки являются частью кормовой базы барса. Об этом на семинаре говорила Тунгалагтуя (член ЗСБ, организация «Сохранение природы кочевников», Монголия). Вместе с местными жителями она проводила исследования на территории двух сомонов (сёл) в западной части Монголии и выяснила, что любители полакомиться мясом сурка, можно сказать, отнимают еду у ирбиса. При этом добывают зверьков весьма жестоким способом. В конце сентября сурки уходят в спячку, но жители в начале октября роют норы и достают спящих животных: «Во время проведения исследования было зафиксировано 30 случаев, когда люди откапывали сурков. Когда их достают спящих, малышей сразу убивают, так как мяса от них нет. Крупных употребляют в пищу. И получается, что целое семейство уничтожают. Жители сёл знают, кто и когда ходил раскапывать норы сурков. Мне удалось разговорить одного чабана, и он рассказал, как происходит этот процесс. Когда человек железным ломом начинает долбить нору, сурки просыпаются, в ужасе они пытаются уйти от опасности, роют нору глубже, в кровь раздирая свои лапки. Земля, которую они выбрасывают, вся пропитана кровью. Некоторые говорят, что копали и недокопались, и думают, эта семья осталась жива. Нет, вся семья всё равно погибнет, потому что, когда они уходят от этой опасности, не могут восстановить потерянные силы. Они погибают в этой норе. Я ездила по многим сёлам, рассказывала об этом в школах, в семьях. У людей слёзы на глазах появлялись. Дети говорили, что больше никогда не будут есть мясо сурка, не будут трогать этих животных».
По мнению Тунги, учёные-экологи должны доносить результаты своих исследований до населения, особенно до детей, это в будущем может сыграть огромную роль в деле охраны природы, охраны животных.

Продолжение в следующем номере.
Любовь ИВАШКИНА
Фото автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пловец из Республики Алтай — призер чемпионата России по подводному спорту

Пловец из Республики Алтай стал призером чемпионата России, сообщает...

В Усть-Коксинском районе в ДТП пострадал малолетний ребенок

Малолетний пассажир пострадал в ДТП в Усть-Коксинском районе, сообщает...

Минцифры и ИТ-эксперты: цифровые технологии предварительного голосования «Единой России» проверены и готовы к процедуре

Партия находится в авангарде цифровизации политической жизни и избирательного...

Прокуратура приняла меры по уборке несанкционированной свалки в Турочакском районе

Прокуратура Турочакского района проверила исполнение законодательства об отходах после...