Экспедиция по изучению ирбиса на отдаленном и малоизученном горном плато Укок завершилась. Напомним, она проходила с 24 июля по 4 августа. Участники – специалисты природного парка «Зона покоя Укок», Национального парка «Сайлюгемский», сотрудники WWF. Проект по изучению снежного барса реализуется по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) при поддержке компании «М.Видео» .
Разделившись на две группы, экологи совместно прошли более 500 километров. Последние данные о снежном барсе на этих территориях были получены в 2006 году, тогда в нескольких урочищах были обнаружены поскребы, свидетельствующие о присутствии на Укоке снежного барса. Задача этой экспедиции заключалась в том, чтобы установить автоматические камеры и подтвердить догадки коллег при помощи современных методов изучения и учета редких животных.
Ученые, как и их предшественники, обнаружили места пребывания снежного барса. Эксперты отмечают, эти места расположены, преимущественно, на приграничных участках. Плато Укок находится на стыке 4-х государств: России, Монголии, Казахстана и Китая. Ученые установили по маршрутам следования ирбисов 8 фотоловушек.
Сайлюгемский парк в проекте не случайно: во-первых граничат территории ООПТ, во-вторых, у сотрудников национального парка имеется опыт по изучению снежного барса и установке фотоловушек. По результатам последнего мониторинга, на территории Сайлюгемского парка данными с автоматических камер подтверждено обитание 15 ирбисов, еще 13 – на прилегающих участках. В-третьих, учреждение располагает необходимым оборудованием и техническими средствами, которые были задействованы в экспедиции.
«Плато Укок для нас всегда было интересно как место обитания ирбиса, – говорит Денис Маликов, заместитель директора национального парка «Сайлюгемский» по науке, научным исследованиям и мониторингу. – С приходом новых технологий наличие здесь снежного барса еще не подтверждено – на фотоловушку барс ни разу не зафиксирован. В этом ключе Укок – белое пятно на карте обитания ирбиса: не известно их количество и как они распределены территориально. Во-вторых, что сразу бросилось в глаза, здесь, к сожалению, невысокая численность копытных. А ведь это, особенно козерог – главный объект охоты снежного барса. Есть места, где копытных вообще нет: ни следов жизнедеятельности, ни троп и это плохой сигнал. Если снежный барс, действительно, обитает на плато Укок, камеры его зафиксируют, но речь идет о единицах, что, конечно, тоже немаловажно».
Зато здесь большая численность медведей, которые чувствуют себя комфортно на ООПТ, добавляет Денис Маликов. Его следы, да и самих медведей члены экспедиции встречали неоднократно. Удивительно, на Укоке обитают лоси, мигрирующие, скорее всего, из соседнего Казахстана. Найдены следы маралов и огромное количество сурков, которых здесь можно встретить повсеместно.
Фото- и видеорегистраторы установлены вдоль российско-казахстанской и российско-монгольской границ. Первые данные будут получены в сентябре. Если на Укоке, надеются участники экспедиции, есть снежные барсы, специалисты Всемирного фонда дикой природы (WWF) разработают «паспорта» снежного барса – описания каждой особи ирбиса на основании изображений фото- и видеоловушек, встреченных следов жизнедеятельности (поскребов на земле, задиров на деревьях, отпечатков лап), результатов ДНК-анализа образцов шерсти и экскрементов. С 2015 года у российских снежных барсов появилась своя онлайн-база данных «Ирбис».
Система содержит всю информацию об известных на сегодняшний день особях снежного барса в России – от координат и частот встречи каждой особи до рисунка пятен на шкуре.
Пресс-служба Сайлюгемского парка
Фото Дениса Маликова, Светланы Усановой