Двадцать часов на дежурстве

Дата:

В штате областной газеты «Звезда Алтая» в семидесятые годы прошлого века было два заместителя главного редактора. Впрочем, тогда не произносили прилагательного «главный», его попросту не существовало. А был просто редактор областной газеты. Так и подписывали в выходных данных нашего издания.
На посту одного из заместителей редактора долгое время находился удивительный человек, которого звали Анатолий Пантелеевич Тюнин. С ним мне удалось познакомиться задолго до начала моей работы в «Звезде Алтая».
– Пантелеевич, тащи, клюёт! – крикнул мой отец одному крепкому мужчине, который стоял с удочкой на берегу реки Иши. – Подсекай, подсекай! Уйдет… Сорвалась? Нет! Вот будет уха!
Рыбалка оказалась удачной. Щука потянула килограмма на три. Сварили уху. Взрослые, как обычно, пригубили по рюмочке «Московской». И начался разговор, который закончился далеко за полночь, когда я уже спал в палатке. Уже потом отец мне рассказал, что удачливым рыбаком в тот вечер на реке был заместитель редактора газеты Анатолий Пантелеевич Тюнин. Наша главная встреча с ним состоялась позже, когда я был только-только зачислен в штат «Звезды Алтая» в качестве корреспондента отдела сельского хозяйства.
Но в тот радостный для меня день Анатолий Пантелеевич был немного грустным. Он зашел в отдел, присел на стул и сказал, что через несколько дней заканчивает свою журналистскую карьеру. Ему исполняется 60 лет.
Однако связей с газетой, с редакционным коллективом он не прерывал. Следуя давним традициям «звездачей», молодые корреспонденты в канун 9 Мая приходили к ветеранам домой и поздравляли их с Праздником Победы. Анатолий Пантелеевич радовался вместе с нами, но почему-то мало говорил о своих фронтовых буднях, а больше рассказывал о курьезных случаях из жизни нашей журналистской братии. На юмор он был богат.
В те годы коллектив «Звезды Алтая» не только работал над выпуском газеты, которая выходила пять раз в неделю, но и участвовал в различных общегородских субботниках, выезжал на сенокос в сельские районы, иногда на отдых на турбазу «Катунь» или просто на берег реки.
Анатолий Пантелеевич был талантливым журналистом, хорошим администратором и великолепным рассказчиком. Это я понял, когда мы с ним дежурили по номеру. Газета «Звезда Алтая» тогда печаталась в нашей типографии так называемым высоким способом, то есть сначала каждую строку отливали в металл, потом верстальщик формировал из них полосу, или страницу, делался оттиск на бумаге, и все это отправлялось в редакцию на вычитку и сверку. В то последнее дежурство по номеру заместителя редактора Тюнина в типографии случилось непредвиденное. После сверки всех четырех полос они по каким-то причинам оказались рассыпанными. Часы показывали окончание рабочего дня, коллеги ушли по домам на выходные, а мы остались. Анатолий Пантелеевич отправил меня на разведку в типографию.
Боже мой! Что я там увидел! По полу ползали двое верстальщиков и собирали строки. Пришлось им помогать.
Собрали. Сделали оттиски. Вместо курьера все это «хозяйство» я унес в редакцию. Четыре оттиска отдал корректорам, четыре – Анатолию Пантелеевичу. Когда он взглянул и начал читать, то сначала покраснел, а потом громко расхохотался.
– Представляешь, Алексей, если бы все это вышло в печать, то ни мне пенсии не видать, ни тебе работы, – давясь от смеха, проговорил Анатолий Пантелеевич. – Надо же было так собрать строки, чтобы в заголовке получилась нецензурщина. Ладно, внимательно читай с корректорами, чтобы не получилось, что напророчил беду. А пока давай пить чай. Ведь работаем с тобой уже почти 12 часов, а у нас рабочий день по законодательству восемь.
Тогда мы даже не предполагали, что придется еще полный рабочий день отдать выпуску газеты, чтобы подписать ее в печать.
Анатолий Пантелеевич в перерыве между сверками рассказывал, как он ездил в Баян-Ульгийский аймак соседней Монголии, каких хариусов там ловил, как помогал налаживать выпуск местной газеты «Жана Омир». Для меня это было так увлекательно, что не заметил, как пролетело еще четыре часа. В ту ночь в его кабинете мы общались на равных. Он даже посоветовал мне обязательно съездить в Монголию и познакомиться с журналистами, в первую очередь с Даяном. Удивительно, но человека с такой фамилией я уже встречал на Фестивале советско-монгольской молодежи в Манжероке в 1966 году…
Советы Пантелеевича оказались пророческими. Через шесть лет в составе журналистской делегации я попал в Баян-Ульгийский аймак и встретился во второй раз с Даяном, который в то время был председателем местного отделения Союза журналистов Монголии. Все рассказы Тюнина о богатстве природы аймака, его удивительных людях подтвердились. И дружба с монгольскими журналистами продолжается до сих пор.
…Наше очень затянувшееся дежурство по номеру закончилось уже субботним утром. С Анатолием Пантелеевичем сходили в типографию, еще раз просмотрели заголовки, вспомнили абракадабру, которая появилась после того, как рассыпанные полосы сверстали снова, посмеялись над тем, что бы с нами было, если бы…
Пантелеевич протянул свою руку, крепко сжал мою.
– Все. Сегодня я уже пенсионер, – сказал он. – А ты трудись, у тебя все еще впереди.
– И так по 20 часов буду дежурить? – недоуменно воскликнул я.
Анатолий Пантелеевич только хитро улыбнулся: мол, все от тебя зависит.
Таким и остался он в нашей памяти – добродушным, веселым, спокойным человеком, который никогда не кичился перед молодыми журналистами своими регалиями. Он был с нами на равных.

Дмитрий СОКОЛОВ
Фото из архива автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Самбисты из Кош-Агача стали победителями отборочного этапа к первенству Сибири

16 ноября в Новосибирске прошел областной турнир по самбо...

Анатолий Серышев: «Защита законных интересов граждан – ключевая задача органов власти»

Полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Серышев провел...

У нас появились новые друзья!

7 ноября республиканская газета «Звезда Алтая» отметила 102-летие своего...