На выборы как на праздник

Дата:

Недавно в архивах обнаружил газету «Красная Ойротия» (ныне «Звезда Алтая») за 24 октября 1947 года. О чем же 70 лет назад рассказывало это издание? Внимание привлек разворот второй и третьей страниц. Редакция опубликовала решение исполкома Ойрот-Туринского городского Совета депутатов «Об избирательных округах по выборам в городской Совет депутатов трудящихся».

Конечно, население областного центра тогда было почти в полтора раза меньше, нежели сегодня. Естественно, и количество граждан, обладающих избирательным правом, тоже. Однако городской Совет тех лет образовал 69 округов. Их отсчет начинался не с улицы Трактовой, как принято нынче, а, наоборот, с последних номеров Ленинской (микрорайон ГТФ).
Думаю, надо полностью привести в качестве примера один абзац того решения.
«Фабричный избирательный округ №1 с центром в здании конторы валяльно-войлочной фабрики. В округ входят: улица Ленинская с №83 по №117 включительно и с №126 по №140 включительно, промартель им. Чапаева, подсобное хозяйство «Ойротторга», пять землянок, пасека артели инвалидов «Путь», улица Чкалова №№74,78, 86, 106, 112, улица Льва Толстого с №2 по №14 включительно и Ленинский переулок с №3 по №7 включительно, улица Пушкинская №89, улица Луговая №№102-а, 104-а, 102-б».
Скупые газетные строки сообщали о том, что даже спустя два года после окончания Великой Отечественной войны горожане жили в землянках, не имея адресов. И тем не менее в надежде на улучшение своих жилищных условий шли голосовать. На территории Ойрот-Туры находилось шесть пасек, там тоже проживали избиратели. Занятие пчеловодством – давняя традиция, ведь не зря же за сто с лишним лет до этого события Улала начиналась именно с пасек. А названия некоторых улиц семидесятилетней давности в том микрорайоне все же сохранились.
Какие еще наименования избирательных округов тогда были? Школьный, Калининский, Трудовой, Мастеровой, Родниковский, Партизанский, Фурмановский, Музейный, Омский, Типографский, Известковый, Бийский, Заречный, Каясинский, Кирпичный. Все они были связаны с улицами, на которых проживали городские избиратели.
Где располагались избирательные участки? В зданиях школ: глухонемых, №№ 4, 5, 6, 8, 13, а также в помещениях областного суда, Дома Советов, облрадиокомитета, медицинской школы, педучилища, национального театра, клуба пионеров. Жители города старшего поколения наверняка еще помнят о том, что в областном центре работали промартели «Электрометалл» (впоследствии обозостроительный завод), «Ойротка», «Красный транспортник», «Заря Алтая», «Труженик», «Новый путь», существовали колхозы «Трудовик», имени Чкалова. Там тоже размещались пункты для голосования.
По воспоминаниям жителей старшего возраста, избирательные участки в те годы открывались также в воскресенье, но не в восемь, как нынче, а в шесть часов утра. Чудом сохранились на полях конспектов записи Александры Суртаевой, которая первый раз пришла голосовать именно в 1947 году: «В 6 утра в школе (№13) уже не пробиться, народу много, все наши соседи пришли: Черновы, Казаковы, Бухарины, Колегова, Дудины, Суртаевы, Андреевы. Без ног привезли Губина (фронтовик), его поднимали двое мужчин, чтобы он бросил в ящик свой бюллетень. Инвалид был уже веселый. В школе играл трофейный патефон, в буфете продавали горячий чай с сахаром, пирожки с капустой и с картошкой. Строгий директор школы нашел в списках мою фамилию, посмотрел в паспорт, потом на меня и выдал два листка, которые назывались бюллетенями. За красной шторой нашла химический карандаш, который был привязан шпагатом к столу, и в бюллетенях поставила по одному крестику. Потом вышла из класса и зашла в буфет. Назавтра учительница Голубева сказала, что мы выбрали депутата горсовета на нашем округе. Это наш сосед Дудин».
В городской Совет в 1947 году по одномандатным округам избрали 69 депутатов. В основном это были представители рабочих профессий. Из числа интеллигенции – врачей, учителей, преподавателей – избиралось от 5 до 10 процентов.
Явка избирателей была рекордной по нынешним меркам – 99,9 процента. И это не «дутые» цифры, так как все тщательно проверялось и записывалось. Если инспекторы находили приписки или иные нарушения, заводилось уголовное дело. Председателя комиссии могли посадить на пять или больше лет.
На избирательные участки люди приходили, приезжали верхом на лошадях, в повозках, семьями. Первый автобус по Ойрот-Туре был запущен лишь в начале 50-х годов.
Выборы всех уровней тогда были настоящим праздником для горожан. Потому что люди верили в светлое будущее. Да и избиратели не сомневались в своих кандидатах, так как знали их в лицо.


Алексей ИВАШКИН

На снимках: «Красная Ойротия» от 24 октября 1947 года; здания, где размещались избирательные участки: здание педучилища, здание Дома Советов, здание рабфака.
Фото из архива автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Самбисты из Кош-Агача стали победителями отборочного этапа к первенству Сибири

16 ноября в Новосибирске прошел областной турнир по самбо...

Анатолий Серышев: «Защита законных интересов граждан – ключевая задача органов власти»

Полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Серышев провел...

У нас появились новые друзья!

7 ноября республиканская газета «Звезда Алтая» отметила 102-летие своего...