21 июня состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки Республики Алтай. Среди других была затронута тема изучения родных языков в школах республики. Важность рассматриваемого вопроса подчеркнула первый заместитель Председателя Правительства РА Наталья Екеева.
- Как известно, законопроект об обязательном изучении национальных языков в средней школе вызвал широкий общественный резонанс в стране. Хотелось бы, чтобы вокруг этого вопроса не было ненужной напряженности, вопрос о языках не должен политизироваться. Без сомнения, родные языки необходимо изучать. Как создать условия для этого? Что нужно делать, для того чтобы носители языков не отказывались от их изучения? Нужно работать в этом направлении – отметила Наталья Екеева.
Согласно статистическим данным мониторинговых исследований, которые были представлены в ходе коллегии, алтайский язык преподается с 1 по 11 класс в 126 школах региона. Всего учебный предмет изучают 11326 учащихся (31% от общего числа), из них 6857 изучают алтайский язык по основной программе, 4469 – по программе «Алтайский язык как государственный язык Республики Алтай» (ранее – начинающие). Отмечено, что за последние пять лет количественные показатели по учащимся, изучающим алтайский язык, увеличились на 5,4%. Вместе с тем наблюдается рост учеников, выбирающих для изучения программу «Алтайский язык как государственный язык РА», – 39,4 % (в 2016 году – 35% (3897). Количество изучающих алтайский язык по основной программе составляет 61% (6857). В 2016 году было 65% (7118).
Изучение алтайского языка и литературы в общеобразовательных организациях республики обеспечивается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей). Образовательный процесс по учебным предметам осуществляется на основе Примерных программ по алтайскому языку и литературе начального общего и основного общего образования, которые включены в федеральный реестр.
В настоящее время нормативно-правовая база преподавания алтайского языка и литературы в общеобразовательных организациях в регионе соответствует федеральным требованиям. Обеспечены единые подходы к распределению недельной учебной нагрузки.
Также на коллегии были рассмотрены вопросы, касающиеся промежуточных итогов реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в муниципальной системе образования, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации работы по профилактике безопасности дорожного движения и другие. Здесь же прошла церемония награждения победителей нескольких конкурсов всероссийского уровня, отличившихся работников региональной системы образования.
Галина Ясакова