Бытовавшее ранее мнение о том, что экстремист является лицом мужского пола, уходит в прошлое
От увлечения до наказания
15 февраля 2019 года стало известно, что в Астраханской области задержали женщину, занимавшуюся сбором средств, предназначенных для финансирования террористической ячейки. Собранные посредством мессенджера Telegram деньги – около миллиона рублей – поступили на счет находящегося в международном розыске основателя запрещенного в России исламского фонда «Мухаджирун». По данным предварительного следствия, женщина вскоре планировала выехать в Сирию.
15 ноября 2018 года в Томской области сотрудниками ФСБ России была задержана группа, также занимавшаяся сбором средств. В неё входили российские граждане – сторонники создания так называемого «Всемирного исламского халифата». Главной в группе была также женщина, работавшая оператором в одной из местных компаний.
В конце 2018 года уроженку Новокузнецка приговорили к 9 годам колонии строго режима за вербовку девушек в ИГИЛ. В начале 2013 года россиянка приняла ислам, вышла замуж и отправилась в Турцию. Она активно общалась в соцсетях с девушками, исповедующими ислам, уговаривая их переехать в Сирию. После гибели первого мужа дважды выходила замуж. Все мужья погибли. При попытке вернуться была задержана ФСБ России.
Причины радикализации
Страшные заголовки в СМИ типа «Исламские террористы превратили вербовку девушек в индустрию» отражают значительную долю правды.
В мае 2015 г. в Республике Киргизия была обезврежена преступная группировка, создавшая женскую экстремистскую сеть и занимавшаяся вербовкой и отправкой женщин на войну в Сирию. Причинами радикализации женщин в Киргизии тогда называли проблему безработицы.
Более 97% опрошенных (в данном случае в Киргизии) ответили, что безработица и бедность для женщины является основной причиной вступления в организации радикального толка. Также среди причин радикализации слабая религиозная грамотность и общая недостаточная образованность.
Страшнее другая категория – это сочувствующие террористической организации и ее идеям энтузиастки, которые видят свою миссию в вербовке и сборе средств. Возможно, это удовлетворение собственных амбиций.
Юных же женщин, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев толкает на вступление в какую-то террористическую или экстремистскую организацию банальная влюбленность. Девушки, активно общаясь в соцсетях, ищут «свои половинки» и таких цепляют на крючок. Это уже, действительно, можно назвать индустрией.
Вербовщики ИГИЛ работают по принципу классической секты: обещают дать человеку то, чего ему так не хватает. Недолюбленным девушкам — любовь, незамужним — супружество, уставшим от замужества – новый статус и новые ощущения, финансовое вознаграждение.
Общение с одинокой (как правило) девушкой может длиться месяцами. Вербовщик ведет себя как обычный мужчина, никоим образом не касаясь религиозной темы. Значительная часть женщин оказались в зоне боевых действий Сирии и Ираке из-за «любви, желания создать семью», а не по религиозным мотивам.
Не бойтесь рассказать
Поскольку молодые люди активно пользуются Интернетом, опасность может подстерегать каждого. Будьте осторожны, дабы не быть обманутыми в своих надеждах. Советуйтесь с родными и близкими, друзьями и подругами. Обращайтесь в правоохранительные органы.
При обнаружении признаков террористической деятельности на приграничной территории вы можете сообщить в Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай и его подразделения по телефонам: 8(388 22) 4-82-00 (г. Горно-Алтайск), 8 (38848) 2-00-00 (с.Усть-Кокса), 8 (38842) 2-34-70 (с. Кош-Агач).
Пресс-служба ПУ ФСБ России по РА