В Российской Федерации совершать нотариальные действия, наделены правом не только нотариусы, но и должностные лица местного самоуправления, а также должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.
В этой статье остановимся на должностных лицах местного самоуправления, наделенных полномочиями совершать нотариальные действия, и о контроле за их деятельностью в сфере нотариата.
Право совершения нотариальных действий у органов местного самоуправления возникает в силу части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1 (далее – Основы) «если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса».
Говоря об отсутствии нотариуса в населенном пункте, подразумевается не временное его отсутствие (отпуск, болезнь и т.д.), а вообще отсутствие нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте.
Обращаем внимание на то, что не каждый желающий может обратиться к должностному лицу сельского поселения за совершением нотариального действия, а только лицо, зарегистрированное по месту жительства или месту пребывания в данном населенном пункте.
Если сравнивать полномочия нотариуса и должностного лица местного самоуправления наделенного правом совершать нотариальные действия, то у последнего компетенция и квалификационные требования значительно уже.
Так перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, установлен в статье 37 Основ и включает в себя 13 видов нотариальных действий.
29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесен ряд поправок по вопросам нотариата в действующие нормативные правовые акты и установлены дополнительные требования по контролю за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
Ранее единственным органом контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления являлись органы прокуратуры Российской Федерации.
С января 2015 года на территориальные органы юстиции (на территории Республики Алтай – Управление Минюста России по Республике Алтай) возложены обязанности по учету сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов и контролю за их деятельностью.
Статьей 33.1 Основ территориальные органы Минюста России вправе проводить внеплановые проверки должностных лиц местного самоуправления совершающих нотариальные действия.
При поступлении в территориальный орган юстиции информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления, в соответствии со статьей 33.1 Основ и Порядком проведения территориальными органами Минюста России проверок совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утверждённым приказом Минюста России от 22.01.2016 №13, принимается решение о проведении внеплановой проверки такого должностного лица после согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Предметом проверки является:
1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
2) организация работы по совершению нотариальных действий;
3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
По результатам проведенной проверки органы юстиции вправе:
1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;
2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;
3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
На территории Республики Алтай насчитывается 91 поселение, из которых в 81 отсутствуют нотариусы. Правом совершать нотариальные действия в сельских поселениях (по состоянию на 20.06.2019) наделены должностные лица всего в 47 администрациях.
Полный список с адресами администраций и ФИО должностных лиц уполномоченных совершать нотариальные действия в поселениях Республики Алтай размещен на интернет-сайте Управления Минюста России по Республике Алтай to02.minjust.ru в разделе «Деятельность», подразделе «Нотариат».
Ведущий специалист-эксперт Управления Минюста России по Республике Алтай Д.Н. Усова