– Все и не расскажешь, как мы жили, было тяжелое время, которое вспоминать трудно, но были и радостные события. Сейчас-то что не жить – газ есть, тепло, светло, вода и теплая и холодная. А ведь мы все время за водой ходили с коромыслом! Как жили-то тяжело…
6 июня свой юбилейный день рождения отметила ветеран труда ровесник Майминского района Александра Александровна Берсенева. В этот день юбилярша принимала много поздравлений, к которым присоединились и мы с Михаилом Владимировичем Коноваловым – депутатом Майминского сельского поселения, главным врачом Майминской ветстанции.
Пили чай, разговаривали, но больше слушали воспоминания – за 95 лет их накопилось немало!
Родилась Александра в многодетной семье Александры Васильевны и Александра Афанасьевича Берсеневых 6 мая 1924 года, в один день с мамой, сгорели архивы и после по ошибке записали 6 июня.
Дедушка Афанасий Андреевич Берсенев был настоящим хозяином, главой большого рода Берсеневых. Его сестра Федора Андреевна мельницу держала, там зерно мололи в муку, другая сестра Екатерина Андреевна Жданова имела свою пекарню и хлебную лавку. Брат Фрол Андреевич держал табун лошадей и весь фураж был у него. В амбарах хранили продовольствие, в больших загонах стоял сытый скот. Не всем это было по нраву, время было лихое, многим хотелось отобрать и разделить. Началось раскулачивание крепких хозяйств. А делить у Берсеневых было что! Когда пришли забирать запасы, дед взял ключи, завернулся в тулуп и сел у дверей, сказав: «Не пущу к зерну! Только через мой труп!» Утром его не стало. Родным сказали, что умер от черной лихоманки.
Все добро забрали в коммуну, но та долго не продержалась, развалилась. Стали организовывать колхозы. Их было много, границ четких не было. То лог, то ручей были границей. Паспортов не было, люди иногда переходили из колхоза в колхоз работать.
У родителей Александры родилось 14 детей. Семеро умерли в младенчестве. Голодно было и лечить особо было некому. Выжили самые сильные. Что и говорить, обувь и та была не у всех. Вот и Шура стала стесняться ходить в школу босой, да и помогать матери надо было. Так с двенадцати лет начала доить коров. Выжила благодаря молоку. Не могла Шура парное пить, так ее доярки взрослые насильно поили. И до сих пор Александра Александровна пьет коровье молоко и считает, что это эликсир ее долгожительства!
– За всю жизнь свою, если сложить, я и бутылки водки не выпила! А вот молоко коровье пью до сих пор и всем советую! Оно кости укрепляет и память, – утверждает именинница.
– Пасла коров, те забрели в лес, а конь чудом не провалился в медвежью яму, споткнулся, и я с него улетела. Может, так бы и осталась в лесу, да наткнулся на меня мужик незнакомый, добрый человек какой-то. Увидел меня, помог подняться, коров пригнал моих и коня нашел. Почитай, второй раз я тогда родилась!
В войну уже повзрослевшая Шура пошла учиться от военкомата на механизатора и всю войну работала комбайнером.
Часов не было, а на работу надо было вовремя прийти, за каждую минуту опоздания были сутки ареста. Кормили баландой, но давали хлеба 400 граммов. Шура хлеб нюхала только, домой несла весь маме, тогда уже парализованной, и младшим братьям и сестрам. Голодали сильно!
Вспоминая войну Александра Александровна рассказывала страшные истории, как люди шли на большой риск и павший скот (ягнят, овец, телят) выкапывали по ночам и варили.
– Наказание было строгим, ведь могли бы и люди заразиться. Если бы кто прознал да донес – была бы уголовщина. Но некоторые санитарки у ветеринара знали, от какой болезни умерло животное и, если незаразная, примечали место захоронения, выкапывали и питались сами, да еще и с близкими делились. Варили ночью, тайком. Кто как мог в войну выживал!
Всю жизнь несет в себе Александра горечь утраты первого сына Михаила.
– Совсем крошечку приходилось брать его с собой на работу в свинарнике. Рядом было кладбище, а мама моя тогда уже умерла. Пока я какую-нибудь свинью загоняю, посажу Мишу на мамину могилку, чтобы остальные свиньи его не съели. Вот он вскоре заболел, похоронила я его, – рассказывает со слезами Александра Александровна.
Поэтому, когда открылись детские ясли, младших детей отдавала туда Александра с младенчества, надо было работать.
– Дочь Галину в месяц, а сына Володю – в три, еще не сидел даже, но хорошо, что открылись ясли!
После войны вернулась Шура в коровник. И сорок лет проработала дояркой, сначала в колхозе имени Кирова, а позже в Кировском отделении Чуйского совхоза.
– Как дети выросли, я и не видела. Всю жизнь с коровами больше времени проводила. Однажды пригласили меня в школу, сын с дочкой там учились. Ну, думаю, что-то натворили, наверное! Стул поставили в центре кабинета, усаживают меня, сами вокруг садятся и говорят: «Мы, матери, хотим у вас опыт перенять, как таких детей хороших воспитать, какие у вас выросли». Мамочки мои, я их видом не видывала, детей-то! Поставлю им крынку с молоком, тряпочкой накрою и уйду засветло, приду домой после дойки, а молоко так и стоит. Уж как они там целый день бывают, что делают, что едят – не всегда знала.
Галине было 12 лет, когда она встала с матерью на группу коров. Двенадцать коров она тогда доила.
– Мне всегда хотелось хоть немного побыть с мамой, – продолжает нашу беседу Галина Алексеевна, – домашнее задание всегда делала в школе в перерывах между уроками. После школы мчалась на скотный двор к маме, помогала раздать корм, убрать подстилку, и коров, сколько успевала, доила сама.
– Несмотря на усталость, мама всегда интересовалась нашими делами в школе, для нее мы были единственным «светом в окне». Придет с работы еле живая, увидит нас и скажет: «Да вы же мои солнышки!» да еще и гопака спляшет. Даже когда совсем было невмоготу, находила силы подбодрить нас, порадоваться нашим успехам. А как она играла на гитаре, частушки пела! Да и сейчас играет и поет!
С большой теплотой вспоминает Галина Алексеевна, как поздно вечером переделав все домашние дела, ложились они с братом рядом с мамой и слушали, как она при лампе керосиновой напевно читала им книги «Поднятая целина», «Дети подземелья», сказки. Как только силы находила!
Когда деньги появились, Галина стала главным казначеем в семье, так как мама денег не знала и расходовать их не умела. Могла за один раз все издержать. Так Галина и стала бухгалтером.
Александра Александровна живет сейчас с дочерью Галиной Алексеевной, сын Владимир Алексеевич живет отдельно. Выросли четверо внуков, живут своими семьями, все получили образование, подрастают девять правнуков.
Глядя на эту красивую женщину с черными волосами и прямой осанкой, трудно поверить, какие испытания пришлись на ее долю! Но благодаря житейской мудрости, трудолюбию, хорошему чувству юмора и большой любви к своим детям, Александре Александровне удалось пройти большой жизненный путь! Она и сегодня интересуется политикой, в курсе многих событий, происходящих в селе и районе. Родные надеются, что благодаря их любви и заботе Александра Александровна в добром здравии встретит свой столетний юбилей!
От себя и М.В. Коновалова могу добавить лишь слова признательности и восхищения этой удивительной женщиной! Мы присоединяемся ко всем поздравлениям в адрес А.А. Берсеневой, желаем ей крепкого здоровья и долголетия!
Алена Казанцева