В Национальной гимназии имени В.К. Плакаса состоялось заседание Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай. Участники встречи обсудили положение дел в сфере преподавания алтайского языка и литературы в образовательных учреждениях региона.
Врио Главы РА Олег Хорохордин отметил, что Республика Алтай – регион с богатым национально-культурным разнообразием. Здесь проживает около 90 народов. Культура каждого уникальна и ценна. Задача государственной национальной политики – сохранять и поддерживать культурные особенности, традиции всех народов без исключения. Конечно, ключевую роль в культуре играет язык. Совет по алтайскому языку был создан в 2015 году в целях сохранения и развития алтайского языка как государственного, а также повышения деятельности органов государственной власти в этой области.
– Сегодня нам предстоит обсудить вопросы преподавания алтайского языка. Они рассматривались и раньше, однако, судя по публикациям в СМИ, социальных сетях, отдельным выступлениях на заседаниях в Правительстве РА, не все обстоит благополучно. Есть запрос общества, есть проблемы – значит, будем вырабатывать меры для их решения, – сказал Хорохордин.
Информацию о состоянии изучения алтайского языка и литературы в образовательных организациях представила, первый заместитель министра образования и науки РА О.Б. Болтошева:
– Создание условий для преподавания и изучения алтайского языка – одно из приоритетных направлений региональной системы образования. В 125 школах обеспечены условия для изучения этого предмета. Выстроена система этно-культурного образования. В целом ситуация по изучению родного языка и литературы оценивается положительно – имеется нормативно-правовая, методическая и кадровая база.
В 89 детских садах проводятся занятия, работают кружки, факультативы. Алтайский язык изучают 3468 дошколят.
В 2018 году подготовлена к включению в федеральный реестр «Примерная образовательная программа «Кӱнеш» («Солнышко»)», которая предусматривает комплексный подход к развитию детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного пространства, включая обучение родному алтайскому языку. Увеличилось количество открытых национальных (алтайских) групп. Сейчас их 129.
Что касается школьного образования, Республика Алтай в числе 11 регионов, вошедших в Федеральный перечень учебников и федеральный реестр примерных образовательных программ по родному языку и литературе. Предметы с нового учебного года будут преподаваться в 128 школах – с сентября присоединятся школы Кызыл-Озека и Маймы.
В прошлом году алтайский язык изучали свыше 11 тысяч детей. Его преподают 176 учителей алтайского языка и литературы. В сельских школах имеются вакансии по данной специальности.
В планах Министерства образования и науки региона – создать стажировочные площадки в муниципальных образованиях по развитию единого комплекса «детский сад – школа».
На совещании опытом в части преподавания и изучения алтайского языка поделились руководители управлений образования Горно-Алтайска и Усть-Канского района. Также рассматривались достижения и проблемы в сфере подготовки учителей алтайского языка и литературы. Было решено дополнить вариативную часть учебного плана Горно-Алтайского педагогического колледжа по специальности «дошкольное образование» дисциплинами, расширяющими компетенции будущих педагогов по обучению алтайскому языку и литературе.
Обсуждая представленные доклады, члены Совета пришли к выводу: в нашем регионе нет ничего, что мешало бы изучать алтайский язык, однако говорящих на нем детей год от года меньше. В образовательные учреждения приходят малыши в возрасте от лет. Часть из них – с нулевыми знаниями родного языка. А потому крайне важно донести до родителей необходимость разговаривать на алтайском языке с детьми начиная с годовалого возраста. Роль семьи в этом смысле огромна.
Присутствующие одобрили идею проведения экспериментальной смены в детских лагерях, где работа будет выстраиваться по принципу общения исключительно на алтайском языке. Еще одним предложением, которое участники совещания восприняли позитивно, стало создание приложения для мобильных операционных систем с набором символов букв алтайского алфавита. К тому же это не потребует значительного финансирования.
(Соб. Инф.)