Август. Конференция. Министр

Август. Конференция. Министр

21.08.2019 0 Автор redaktor2

Впервые в истории участие в традиционном августовском совещании педагогических работников республики принял руководитель профильного министерства

Ольгу Васильеву, министра просвещения России, встретили аплодисментами, как только она, придя на ежегодное совещание педагогических работников республики,  перешагнула порог Большого зала Национального драматического театра. Такое увидишь не часто. Действительно, Ольга Юрьевна производит самое приятное впечатление: интеллигентная, сдержанная, открытая. Держится просто, говорит свободно и в то же время взвешенно.

После приветственного слова временно исполняющего обязанности главы республики Олега Хорохордина она выступила перед работниками образовательной сферы региона с докладом.

— Напомню вам, что указом президента от 7 мая 2018 года перед отечественным образованием поставлены две очень важные цели: первая – вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Именно эти две цели и легли в основу национального проекта «Образование». Вы знаете, что они же определили 10 задач, которые вошли в федеральные проекты. Каждый регион, и Республика Алтай в том числе, проделал огромную работу, чтобы подготовить свои проекты, и все это привело к тому, что в 2019 году субъекты  получили от бюджета шесть миллиардов   рублей, а общая сумма запланированных средств составит 784 миллиарда.  Это беспрецедентные средства для отрасли, потому что никогда в истории российского государства таких денег она не получала.  Возникает очень важный момент: куда и как эти деньги пойдут и что нужно для того, чтобы произошли качественные изменения. Еще раз напоминаю: цель – это вхождение нашего общего школьного образования в десятку лучших мировых и воспитание гражданина.

Так вот. Что же должно все-таки быть прежде всего в национальном проекте, чтобы мы с вами могли двигаться вперед? Конечно, это обновление содержания нашего образования, развитие инфраструктуры и кадровый потенциал.

Теперь несколько слов о регионе и его участии в проекте. Республика Алтай получила 110 млн. рублей на инфраструктурные мероприятия.  Также в рамках национального проекта «Демография» на строительство детских садов было получено1556000 рублей. Почему я это говорю? Потому, что это хорошие средства, и я уверена, что и губернатор, и команда приложат все усилия для того, чтобы граждане региона  – я это подчеркиваю – почувствовали положительный эффект от реализации национального проекта, чтобы было понятно каждому жителю республики, каждому жителю  нашей необъятной страны, что происходит в этом направлении.

Теперь перейдем к очень важной теме, которая напрямую связана со второй целью, а именно теме воспитания гражданина. В сентябре 2019 года во всех субъектах Российской Федерации начинается апробация примерных программ воспитания обучающихся начального общего среднего образования. Но эти программы не являются инструментом воспитания. Ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, своими словами, своим отношением. Программа лишь помогает нам скорректировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. И поэтому, уважаемые коллеги, я призываю вас уделять вопросам воспитания отдельное особое значение и внимание. Это касается не только внеурочных мероприятий – важно, чтобы воспитание проходило красной нитью через весь процесс образования. Чтобы каждая минута, которую ребенок проводит в школе и вне школы, была направлена на становление личности. Это наша с вами задача. От того, как ребенок воспитан, от того, каким гражданином он станет, зависит наше будущее, будущее нашей страны. И, конечно, главной чертой (тем более в 75-ю годовщину Великой Победы) является воспитание в наших детях любви и уважения к Родине. Сейчас часто звучат слова о патриотизме, об Отечестве. В их повседневном использовании есть риск утратить  ценность этих понятий. Мы с вами понимаем, что патриотизм – это не проведение мероприятий. Патриотизм – это, скорее, чувство сопричастности к судьбе Отечества, желание приносить пользу стране и окружающим людям. 75-летие Победы – очень хорошая возможность обратить внимание наших детей, кому и чем они обязаны тем, что живут сейчас в такой замечательной стране в своем прекрасном детстве.

Анализ причин недавних трагических событий в школах еще раз доказал, что должно быть усилено комплексное взаимодействие. Необходимо акцентировать внимание на ранней профилактике, создании образовательной среды, которая способствовала бы развитию у родителей и педагогов необходимой компетентности по преодолению агрессивного поведения у детей начиная с самого раннего возраста.

Коллеги, я хочу искренне поблагодарить вас за ту активность, которую вы проявили в обсуждении Федеральных государственных образовательных стандартов. Одно из направлений, нашедшее отражение в их обновленном варианте, — дополнительное образование. До 1 сентября текущего года приказом министерства просвещения будет утверждена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования.

Последние два года особое внимание мы уделяем профессиональной ориентации наших школьников. Я считаю, что она должна начинаться уже в детском саду. Прошу, дорогие педагоги, уделить этому направлению особое внимание и помнить, что, возможно, именно вашему примеру последуют тысячи сегодняшних школьников.

По поручению президента мы создаем региональные центры выявления и развития способностей талантливых детей и молодежи, которые должны стать ядром региональной системы поддержки одаренных детей с использованием опыта образовательного центра «Сириус».

Министерство просвещения уделяло, уделяет и всегда будет уделять внимание нашим детям с особенностями здоровья и деткам-инвалидам. Запланировано обновление инфраструктуры не менее чем в 800 коррекционных школах (которые получат субсидии из федерального бюджета в первую очередь). Средства прежде всего пойдут на приобретение современного оборудования.

Все сказанное было бы невозможным без вашего участия, дорогие учителя. Именно учитель является главной фигурой в работе всей системы. Поэтому в национальном проекте есть отдельный федеральный проект, который так и называется — «Учитель будущего». Он направлен на развитие профессиональной компетенции педагогов, а также на создание действенной системы стимулирования их профессионального роста. Что будет сделано в этом направлении? К 2024 году во всех регионах заработают центры, куда сможет прийти каждый педагог и бесплатно — я это подчеркиваю — определить свои профессиональные дефициты, получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации, после чего — повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок. В этом году начиная с сентября у нас заработают 11 таких площадок.

Есть вопросы, которые я всегда держу на личном контроле, когда бываю в регионах. Первый – нагрузка на учителей. В 2016 году средняя нагрузка на учителя в России составляла 1,3 ставки, к концу прошлого года она выросла до 1,38, а в некоторых регионах достигла 1,78 ставки на одного учителя. Это недопустимо, потому что работать на две ставки практически невозможно. Второй вопрос – возраст педагогов. Сегодня по стране 39% учителей старше 50 лет. Это прекрасно, потому что это наш золотой фонд, это наставники. Что смущает и пугает? Количество молодых учителей не изменится (до 2029 года включительно их процент колеблется от 11 до 13 от общего числа и практически не растет). По нашим подсчетам, только 70 процентов поступивших на педагогические специальности получают дипломы и только половина выпускников доходят до школы. Необходимо, чтобы ребята оставались в профессии, а здесь многое зависит от тех, кто работает рядом, и я очень надеюсь на вашу помощь.

Я знаю, что кадровый дефицит испытывают прежде всего сельские школы. С 2020 года мы начинаем реализовывать замечательную программу «Земский учитель». Считаем ее хорошим подспорьем в привлечении учителей к работе в сельской местности, а также в поселках городского типа и малых городах (с населением до 50 тысяч). При этом принять участие в программе смогут не только молодые, но и более опытные педагоги (до 55 лет).

Я очень надеюсь, что этот комплекс мер позволит нам начать решать проблему нехватки учителей на селе и в малых городах.

Ну и третий, наиболее болезненный вопрос — это зарплата педагогов. Напомню, что при расчете фонда оплаты труда учителей необходимо 70% направлять на гарантированные выплаты и 30% — на стимулирующие. В то же время немаловажной темой является административная нагрузка на наших учителей. На сегодняшний день устранение излишек бюрократизации остается одной из самых острых задач, стоящих перед всей системой.

Надеюсь, что все, о чем я сказала, может сделать нашу жизнь легче, интереснее и позволит оставить время для самореализации и творческого роста. Чтобы учитель не вел каждый день по 6 – 7 уроков, потом заполнял никому не нужные отчеты, а имел возможность просто отдохнуть. Ведь очень важно, с каким настроением каждый день учитель приходит в класс. И позвольте еще раз выразить благодарность руководству республики за очень неравнодушное отношение к вопросам образования. Поздравляю всех нас с началом нового учебного года!

Диалог без посредников

В рамках совещания педагогических работников последние имели возможность задать министру просвещения России Ольге Юрьевне Васильевой интересующие их вопросы.

Первое обращение касалось детских лагерей отдыха, которые в нашем словно бы созданном для оздоровления регионе на сегодняшний день не отвечают современным требованиям.

Комментируя ситуацию, министр констатировала: пока ни одна из программ не предусматривает обновление базы детских лагерей. Единственная модель, на которую можно сделать ставку, — государственно-частное партнерство.

Представитель Чойского района посетовала: благодаря майским указам президента многое сделано для поднятия статуса учителя, однако работники методических служб под эти инициативы не попали, а между тем их роль в системе образования сложно переоценить…

— Я согласна с вами: на сегодняшний день методисты незаслуженно обижены, — ответила Ольга Васильева. – Мы планируем начать выравнивать ситуацию в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Педагог Республиканского классического лицея попросила подробнее рассказать о программе «Земский учитель».

— Как я уже сказала, со следующего года программа вступает в силу. Что она предусматривает? Единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей учителям, которые приедут в сельские населенные пункты, рабочие поселки городского типа либо города с населением менее 50 тысяч. Участвовать в программе могут педагоги, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и квалификацию, отвечающую требуемым стандартам. Мы вместе с регионом определяем потребность. Обязательное условие – работа в образовательной организации, куда человек приехал, в течение пяти лет. Что касается возраста, единственное ограничение здесь – он не должен превышать 55 лет.

В этот момент по залу прокатилась волна оживления, что не могла не заметить министр. Интересно, что так активно принялись обсуждать педагоги? Распределяли деревни, куда можно отправиться?

Следующий вопрос, пожалуй, не мог ни прозвучать на этой встрече – строительство в Горно-Алтайске школы №7.

Ольга Юрьевна заверила: «Мы сможем сделать так, чтобы достроить эту школу». Необходимо достраивать. Просто необходимо, считает она.

Далее присутствовавшие поинтересовались, будет ли возвращено понятие «труд» в систему образования.

— Уважаемые коллеги, давайте друг другу честно скажем: у нас обслуживающий труд никто не отменял. В течение нескольких десятилетий из общественного сознания это понятие пытались вымыть, но оно не вымывается и никогда не вымоется. Все зависит от руководителя образовательной организации, от того, как организация смотрит на это, а закон нам вообще очень многое позволяет делать в данном направлении.

Многим было интересно, какое впечатление на министра произвело посещение нашей республики.

— У меня очень хорошее впечатление об одном из самых красивых мест на земле, которое называется Алтай. Что касается оценки того, что я увидела, отрадно: здесь все работает, здесь великолепные люди, каждое учреждение функционирует как часы. Я была и в детском саду, и в школе. Что меня поразило — люди работают искренне. Очень трудолюбивая республика.

Юлия Цайтлер

Источник фото: сайт правительства Республики Алтай