22 сентября в Национальном театре им. П.В. Кучияка состоялась премьера спектакля «Лысая певица». Режиссер постановки – Татьяна Синькова, студентка 5 курса режиссерского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС), мастерской народного артиста РФ А.В. Галибина. Спектакль, созданный по мотивам одноименной пьесы знаменитого румынского драматурга, представителя театра абсурда Эжена Ионеско, стал дипломной работой Татьяны. Этой зимой она будет защищать ее на кафедре режиссуры ГИТИСа. В состав приемной комиссии входят известные деятели искусств, художественные руководители ведущих российских театров. Накануне премьеры молодой режиссер рассказала об особенностях пьесы и своей работе над постановкой
с актерами Национального театра.
- Татьяна, почему вы избрали для дипломной работы именно «Лысую певицу»?
- Дело в том, что во время обучения на режиссерском факультете мы занимались в большей степени игровой, нежели психологической стороной театрального действа. Направление театра абсурда и эта пьеса хорошо подходили для моей работы.
- Вам нравятся произведения Ионеско?
- Не скажу, что он один из моих любимых авторов, но мне понравилась сама идея такой постановки. Четыре года назад мы с Михаилом Кулунаковым организовали при Национальном театре Творческую экспериментальную студию (ТЭС) и неоднократно ставили на сцене Малого зала спектакли театра абсурда. В репертуаре Национального театра по большей части драматические произведения, и нам хотелось разнообразия. «Лысая певица» была написана в послевоенное время, но, мне кажется, этот спектакль и сегодня современен и, значит, будет интересен молодежи.
Пьеса «Лысая певица» очень интернациональна. Режиссер – румын по происхождению, действие происходит в Англии, перевод произведения впервые был осуществлен во Франции, там же состоялась и его первая постановка.
Интересна история создания пьесы: когда ее автор переехал из Франции в Англию, он учил английский язык и как бы заново открывал для себя, что пол находится внизу, а потолок – вверху. Этот опыт и лег в основу диалогов персонажей. - В чем смысл пьесы?
- Однозначного смысла в этом произведении искать, на мой взгляд, не стоит, каждый режиссер волен трактовать ее по-своему.
- Как вообще шла работа с актерами? Было сложно?
- Конечно, артистам драматического театра авангардная форма сложна для восприятия. Нужен разнообразный опыт. Например, Евгений Папитов, как опытный артист, быстро вошел в свою роль. Молодым актерам было сложнее, но и они с интересом отнеслись к этой работе.
- Расскажите о персонажах спектакля и задействованных в нем актерах.
- В оригинале в пьесе шесть персонажей, в моей интерпретации их стало девять: появилась вторая госпожа Смит, «раздвоилась» и чета Мартонов. Это придает дополнительную двойственность сюжету и усиливает абсурдную ситуацию пьесы.
В спектакле играют Эмиль Садыков, Алина Попошева, Алексей Синьков, Эльмира Челтенова, Евгений Папитов, а также выпускник училища имени М.С. Щепкина Айдын Бадыкин, выпускницы Колледжа культуры и искусства имени Г.И. Чорос-Гуркина Анастасия Концевая, Маргарита Гринь и Алена Шумейко. - Много времени ушло на репетиции?
- Над спектаклем мы плотно работали со 2 сентября. Времени мало, но ребята очень старались. Однако в этом есть и определенный плюс: артисты знают, что нет возможности отдыхать, у них повышается концентрация, и работа идет очень активно.
- Пьесы театра абсурда, должно быть, не требуют особых декораций?
- Да, их практически нет. Традиционный «черный кабинет» и стулья.
- А музыка?
- Азулай Тадинов подобрал для постановки джазовые композиции и оркестровые аранжировки, соответствующие духу спектакля.
Беседовал Михаил Говоров
Справка:
Эжен Ионеско – один из основоположников театра абсурда. «Лысая певица» (1948 г.) – его первая пьеса, ныне одна из самых играемых во Франции.
Герои пьесы встречаются за ужином и ведут «светский» разговор, при этом фактически не слушая друг друга и все сильнее вызывая у зрителей ощущение бессмысленности такой жизни. Мир, лишенный смысла, – главная метафора театра абсурда.