Цель — не наказать, а стимулировать к оплате

Цель — не наказать, а стимулировать к оплате

29.10.2019 0 Автор redaktor2

О том, как сэкономить на электроэнергии, оставаясь при этом добросовестным плательщиком, а также о других актуальных вопросах и проблемах электроэнергетики шел разговор на очередном семинаре, посвященном энергосбережению, который для представителей СМИ Алтайского края и Республики Алтай ежегодно проводят АО «Алтайэнергосбыт» и краевой Союз журналистов.

Цель подобных мероприятий — привлечение к теме внимания журналистов, чтобы потом свои познания «акулы пера» передавали читателям. Отметив, что работаем мы не зря (потребители все больше вникают в проблемы электроэнергетики и с каждым годом задают все более квалифицированные вопросы), начальник Управления розничных рынков Алтайэнергосбыта Алексей Батюк поблагодарил участников семинара за помощь в просветительской деятельности.

«Умный» счетчик — в каждый дом

Чтобы понять, как экономить, нужно (как минимум) знать о том, как формируется стоимость и что влияет на тариф. Рассказав о составе участников рынка электроэнергетики, Алексей Сергеевич заострил внимание на гарантирующих поставщиках, коим является и АО «Алтайэнергосбыт» (порядка 40% на рынке Алтайского края и 100% — присутствия — в Республике Алтай, более 13 тысяч потребителей — юридических лиц и более 440 тысяч — физических лиц). Именно они (поставщики) осуществляют связь между конечным потребителем и всеми остальными участниками рынка. На конечную стоимость электроэнергии влияют как деятельность каждого участника — генерирующих, инфраструктурных, сетевых (58% конечной стоимости киловатта) и оптовых компаний, гарантирующих поставщиков, так и каждого потребителя. Например, юридическим лицам закон сегодня предоставляет право выбора ценовой категории в зависимости от общего объема потребляемой энергии и особенностей технологического процесса. При грамотном подходе предприятие может экономить до 30% затрачиваемых на оплату электроэнергии средств.

Одно из популярных веяний последнего времени — внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии. Согласно изменениям в Федеральном законе №35-ФЗ, с 1 июля следующего года ответственность за установку, поверку и эксплуатацию всех интеллектуальных приборов учета несут сетевые компании и гарантирующие поставщики. Новые счетчики будут устанавливаться взамен тех, что выработали свой ресурс. Остальными можно пользоваться до окончания срока эксплуатации или момента их выхода из строя. Все новые дома, разумеется, будут изначально оснащаться «умными» счетчиками. К слову, причиной того, что общедомовой прибор учета показывает слишком большую разницу с суммой показаний счетчиков, располагающихся в квартирах, помимо хищения электроэнергии или поломки счетчика может быть состояние проводки, так что за этим нужно тщательно следить и в плане безопасности, и в целях соответствия потребления и оплаты.  

Стоимость инвестиционной программы по замене приборов учета будет включена в тариф, однако, несмотря на то что сумма потребуется немалая, это не должно заметно сказаться на увеличении цены на электроэнергию.

Хочешь больше? Плати!

Для юридических лиц сегодня актуальна тема резервированной максимальной мощности (РММ). Сейчас предприятия платят только за то, что фактически потребили. С июля 2020 года должны будут оплачивать еще и то, что заявлено на бумаге. Проще говоря, если человек в документах заявил мощность в несколько мегаватт, собираясь развивать животноводческий комплекс или «на всякий случай», а на самом деле держит 5 — 10 коров и потребляет две — три сотни киловатт электроэнергии, то с июля он должен будет платить и за то, чем не пользуется. Размер оплаты определят по специальной формуле. Все просто. Компания должна обеспечить подачу максимальной мощности, отраженной в документах, а для этого нужно в соответствующем состоянии поддерживать сетевой комплекс, что требует определенных затрат (напомню, в тарифе содержание электросетей составляет более половины). Если сложить все имеющиеся на сегодня неиспользуемые «резервы», получатся немалые суммы и мощности, которые можно было бы использовать более эффективно. И которые, кстати, через тариф оплачивают все потребители. Часто к месту и не к месту мы говорим об эффективности компаний, в данном случае результат зависит не только от тех, кто поставляет электроэнергию, но и от тех, кто находится «на другом конце провода». Многим предприятиям и предпринимателям есть смысл пересмотреть свои аппетиты в плане резерва мощности и приблизить их к реально потребляемым киловаттам. Чтобы сделать этот переход максимально безболезненным, полную оплату резервной мощности будут вводить постепенно. На сто процентов собираются выйти к 2025 году. Есть время подумать и принять меры.

Нюанс. Учитывая, что потребление электроэнергии все-таки разнится по времени, законодатели определили показатель в 60 процентов. То есть, если вы использовали 61 и более процентов от заявленной мощности, то оплачивать РММ не нужно. Если 59 и менее — учитываются показания предыдущих 12 месяцев. Если за весь год вы так и не использовали хотя бы 60 процентов РММ, оплачиваете по максимуму.   

Решить проблему излишней максимальной мощности сегодня можно тремя путями: передать (продать) излишки субабоненту, передать другим абонентам в пределах центра питания (подстанции) или бесплатно передать мощность в сетевую компанию.

Раньше — дешевле  

Еще одно нововведение следующего года — лицензирование энергосбытовой деятельности с тем, чтобы вытеснить с рынка недобросовестных участников процесса. Помимо финансовой дисциплины и взаимоотношений с другими участниками рынка электроэнергии при выдаче лицензии будут учитываться критерии, влияющие на удобство и комфорт потребителей (число офисов, наличие «личных кабинетов», время ожидания и обслуживания и т.д.). При уходе с рынка той или иной компании ее клиентов «подхватит» другой поставщик (такие случаи встречаются и сегодня, алгоритм работает).

В плане юридической стороны вопроса оплаты электроэнергии, опустив подробности (они требуют «перевода» с юридического языка на русский), отметим, что для юридических и физических лиц, задолжавших за электроэнергию, есть возможность решить вопрос в досудебном порядке. В суд компания подает лишь тогда, когда не удается добиться положительного результата «мирным путем». В прошлом году в отношении физических лиц АО «Алтайэнергосбыт» подало 12 тысяч исковых заявлений и судебных приказов на общую сумму, превышающую 55 миллионов рублей. В случае с юридическими лицами 1058 исков «сложились» в 325 миллионов рублей (из них 206 миллионов — предприятия ЖКХ). Отметим, что неустойка (пеня) не начисляется в первые тридцать дней задолженности. С 31-го дня физическим лицам за каждый день просрочки начисляется 1/300 ключевой ставки Центробанка от суммы долга, пеня для юридических лиц начинается от 1/300 ставки ЦБ и со временем доходит до 1/130. Еще один стимул платить вовремя, а если возник долг, закрыть его как можно скорее. 

Ужесточая платежную дисциплину, энергосбытовые компании работают над тем, чтобы платить вовремя было выгодно и комфортно: развивают клиентские офисы и сервисы, совершенствуют способы дистанционного общения и проводят акции, стимулирующие должников к оплате. Кстати, «Личный кабинет» клиента Алтайэнергосбыта прост и удобен в обращении, а для тех, кому удобнее общаться непосредственно с оператором, на сайте компании есть услуга «Закажи обратный звонок».

О темных улицах и ярких фонарях     

Что касается экономии в быту, есть очень простые способы, о которых мы часто забываем. Приборы с лампочками-индикаторами выключаем не только кнопкой, но и выдергиваем шнур из розетки, стиральной машиной пользуемся согласно инструкции, не забивая ее до отказа, посуду на плиту по возможности подбираем по размеру конфорки, а саму плиту, как и другие электроприборы, когда приходит время, меняем на энергосберегающие. Светодиодные лампочки в деле сбережения электроэнергии тоже помогут. За год из сэкономленных киловаттов и рублей сложится ощутимая сумма. Как говорится, умножьте на энное количество лет.

На предприятиях, понятно, объемы потребления выше, возможности экономии — больше. Один из способов — энергосервисный контракт, позволяющий компании, ведомству или муниципалитету решить ряд проблем. АО «Алтайэнергосбыт» за свой счет проводит аудит, устанавливает и обслуживает энергосберегающее оборудование, предприятие экономит порядка 30 и более процентов средств и из этой экономии в течение времени, означенного в договоре, расплачивается за услугу. Размер оплаты за электроэнергию по факту остается прежним, но у заказчика появляется новое оборудование (которое он сам вряд ли позволил бы себе купить) и возможность экономить в дальнейшем. Самый наглядный пример — уличное освещение. Самый наглядный муниципалитет — город Рубцовск Алтайского края. Там за счет установки энергосберегающих ламп и сопутствующего оборудования экономят порядка 70(!) процентов. Было бы неплохо, если бы такую форму взаимоотношений с гарантирующим поставщиком электроэнергии взяли на вооружение администрации наших райцентров и отдаленных сел.  Как, кстати, и города, где масса улиц сегодня вообще без единого фонаря. Чем ближе профессиональный праздник энергетиков, отмечаемый в самый короткий день в году, тем ближе жителям сел и городов тема темных улиц и неработающих/отсутствующих фонарей. 

Галина Миронова