Шаг за шагом, километр за километром

Шаг за шагом, километр за километром

19.10.2019 0 Автор redaktor2

В третье воскресенье октября профессиональный праздник отмечают дорожники: те, кто строит новые и ремонтирует имеющиеся трассы и мосты, те, кто в ежедневном режиме следит за состоянием дорог, поддерживая их в должном виде, обеспечивая тем самым наши безопасность и комфорт.

Главная дорожная организация Республики Алтай  региональное управление автомобильных дорог «Горно-Алтайавтодор» в этом году отмечает 60-летие. В его штате трудятся около сотни высококлассных специалистов разного профиля (в год образования числилось четыре сотрудника), должное внимание этой современной структуре уделяет правительство региона. В 2018 году объем дорожного фонда Республики Алтай на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и мостов регионального значения составил 853,5 миллиона рублей, в 2019-м — благодаря дополнительному финансированию из федерального бюджета на строительство аварийных мостов и ремонт дорог в границах городской агломерации — уже около миллиарда.

За этими и другими подобными цифрами – реальные дела (асфальт на месте бездорожья, крепкие мосты на месте ветхих и т.д.) и люди, которые живут и в городе, и в райцентрах, и в отдаленных селах. Шаг за шагом, километр за километром улучшается качество региональных дорог, а значит, и качество жизни.

В этом году республика вошла в проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». О том, какие работы ведутся и какие планируются в рамках этой большой программы, рассказал Константин ЗОРИЙ, который руководит «Горно-Алтайавтодором» с мая 2019-го:  

 — В рамках Национального проекта в первую очередь мы начали приводить в порядок опорную транспортную сеть. До 2024 года планируем отремонтировать или построить заново дороги с асфальтобетонным покрытием ко всем районным центрам республики. На 2019-й была задача отремонтировать 36 км региональных дорог, в том числе 9,3 км — дорог местного значения в пределах городской агломерации. На сегодня мы вышли на результат более 40 км асфальтобетонного и щебеночно-песчаного покрытия. Поверхностную обработку провели на 13,4 км дорог (подъезд Платово, Платово – Подгорное, Узнезя – Бешпельтир). Используемые при этом современные технологии, например, лазерного нивелирования, позволят максимально эффективно использовать бюджетные средства, завершить работу в обозначенные сроки и обеспечить долговечность дорожной одежды. А со следующего года будет внедрена еще и технология холодной регенерации.

Участки, на которых не ведутся работы в рамках БКАД, поддерживаются в приемлемом состоянии за счет работ, выполняемых в рамках содержания. Кроме того, совместно с Правительством РА мы разработали региональную программу по обустройству электроосвещения на участках дорог, проходящих через населенные пункты. Особое внимание уделяем мостам. По состоянию на начало лета порядка двухсот из четырехсот имеющихся в регионе мостов находились в аварийном или предаварийном состоянии. До конца года мы введем в эксплуатацию мост через Катунь на дороге Тюнгур — Кучерла и обеспечим безопасный проезд еще через 18 мостов на дорогах регионального значения. В последующие годы будем работать с приростом. Также в ближайшие два года займемся реконструкцией дорог на перевалах Громотуха в Усть-Коксинском районе и Кату-Ярык – в Улаганском.

Особого подхода и высочайшего мастерства требует работа в условиях горного рельефа. Вот как рассказывает об этом генеральный директор ООО «Сибирский континент», хорошо зарекомендовавшего себя на дорогах соседнего Алтайского края, Александр Маматов:   

— В республику мы зашли только в этом году и сразу убедились: в горах работать сложнее и людям, и технике. На дороге Черга — Ильинка — Турата ремонтируем 18-километровый участок от Черги в сторону Кукуи. 10 км, включая Кукуйский перевал, уже сделали, к концу октября должны завершить оставшийся объем работ. На этот небольшой участок приходится три моста (они будут ремонтироваться отдельно, торги еще не прошли), 22 бетонных и 15 металлических труб, каждая 12 метров в длину и метр в диаметре. Бетонные трубы нужно восстановить, металлические — заменить, обустроив на каждой вход и выход.

На объекте у нас задействован практически весь коллектив, кроме бухгалтерии, производственно технического отдела и отдела механизации, и порядка 20 единиц техники.

Отрадно, что за десятилетие работы предприятия у нас практически не меняется состав коллектива — мы ценим каждого специалиста, а они хорошо знают, любят и умеют делать свою работу, каждый из них — настоящий дорожник!

Разумеется, в республике работают и свои, местные предприятия. Алексей Тымыев из Улаганского района дорожником мечтал стать с детства. Поработав главным инженером в государственном ДЭП-220, после того как последнее передали в частные руки,  Алексей основал собственный бизнес. Теперь его «Улагандорстройсервис», в котором трудятся шесть десятков человек (в сезон бывает и до ста), отвечает за ремонт и содержание дорог в родном районе, помогает с дорогами сельским поселениям, ремонтирует и строит мосты по всей республике. В этом году построили мост в районе Громотухи, отремонтировали — на дороге Акташ — Улаган и в Челушманской долине на дороге Балыктуюль — Балыкча.

Сейчас ремонтируют еще четыре моста — два в Улаганском, по одному — в Чемальском и Кош-Агачском районах. Детская мечта Алексея сбылась, теперь он трудится над воплощением мечты о безопасных и комфортных дорогах для своих земляков.

Особенность дорожного дела еще и в том, что оно на виду. Чтобы оценить труд дорожников, не надо стучаться в закрытые двери или что-то изучать, достаточно просто проехать по дороге и, как говорится, почувствовать разницу. Хотя, конечно, качество дорог, в том числе региональных, сегодня оценивают и сотрудники специальных лабораторий, но речь не о том. Незадолго до выпуска этого номера в редакцию пришло письмо от жителей многострадальной Дмитриевки. Почему многострадальной? Потому, что над своей дорогой они «бились» многие годы, пытаясь достучаться и до дорожников, и до властей. В этом году их услышали, дорогу сделали. Конечно, не всю сразу. Но то, что уже есть, вызвало самые положительные эмоции, которые и отразились в письме, Напомним, в начале сентября ООО «Стройсервис» приступило к строительству дороги от Дмитриевки в сторону Турочака. В этом году планировалось проложить не менее двух километров дорожной одежды и первого слоя полотна, остальное — на усмотрение подрядчика, в зависимости от занятости на других объектах. Вместо оговоренных двух уже проложено 2,7 километра, сейчас бригада работает неподалеку от Турочака — в этом году планируют сделать еще порядка 600 метров. По словам жителя Турочака Николая Седых, дорога действительно хорошая: ровное полотно, ехать — одно удовольствие. Работают быстро. Насколько качественно — покажет время.

Жители Турочакского района от всей души благодарят ООО «Стройсервис», а также Шебалинское ДРСУ, что укладывает асфальт на дороге в сторону Горно-Алтайска, Турочакское ДРСУ, отвечающее за содержание дорог муниципального образования, и РУАД «Горно-Алтайавтодор», в ведении которого находятся все региональные дороги республики, и поздравляют дорожников с их профессиональным праздником.

Присоединяясь к поздравлениям, редакция «ЗА» желает всем дорожникам региона и страны долгих лет и доброго здоровья, понимания близких (ведь строительство дорог — это чаще всего вахта) и надежного семейного тыла! С праздником, дорогие дорожники!

Справка «ЗА»:

Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог Горно-Алтайского облисполкома, преемником которого стало КУ РУАД «Горно-Алтайавтодор», было образовано в 1959 году. Но еще в 1922-м, во время создания Ойротской автономной области, региональный дорожный орган организовали на основе дирекции Чуйского тракта. После окончания Великой Отечественной войны возникла необходимость в создании дополнительной структуры, которая объединила бы зоны дорог в районах, где располагались дорожно-эксплуатационные участки. В ведении нового учреждения оказались Усть-Канский и Усть-Коксинский ДЭУ, Горно-Алтайский участок и Улаганская дорожно-эксплуатационная дистанция. В 80-е два управляющих дорожных органа объединили, в структуру включили все строительные и эксплуатационные организации.

Сегодня «Горно-Алтайавтодор» обслуживает сеть региональных дорог Республики Алтай протяженностью около 3000 км. Разные виды работ выполняют полтора десятка подрядных организаций. Ремонт, строительство и реконструкция дорожного покрытия ведутся с применением самых современных технологий и материалов, за счет чего повышаются качество и долговечность дорог и мостов.

Галина Миронова