В этом месяце Турочакская детская школа искусств отмечает 50-летие
Навигатор до Киева доведет. Старая пословица, воспевавшая неограниченные возможности коммуникабельности, на новый лад звучала бы именно так. Между тем, повинуясь подсказкам искусственного интеллекта, ваши покорные слуги, подъехав в поисках Турочакской школы искусств к слишком уж официальному зданию на краю села, в его компетентности засомневались. Единственное, что заставило задержаться, большое количество припаркованных велосипедов. Дети здесь точно есть. Те ли, что нам нужны? Оказалось, все правильно: и маршрут, выстроенный навигатором, и наши сомнения по поводу несоответствия внешнего вида внутреннему содержанию – помещение досталось школе от налоговой инспекции.
Директора, Татьяну Игоревну Веревкину, застаем за поливом цветов. Занятие, кстати, вписывается во все происходящее в этих стенах очень даже гармонично. Здесь, как в чеховском человеке, «всё прекрасно»: полотна, скульптуры, движения души (так часто называют музыку) и тела (речь, конечно, о хореографии)… Растения – еще один штрих, работающий на создание идеальной картинки.
– Татьяна Игоревна, расскажите о вашей школе.
– Школа у нас, конечно, изумительная! Очень дружная (имею в виду и педагогический коллектив, и детей).
Вы, наверное, заметили: мы находимся на окраине Турочака… Несмотря на это, удается сохранять постоянный контингент. Автобусы по селу не ходят, на машине тоже не каждый родитель может возить ребенка на занятия и обратно…
– Обратила внимание на велосипеды у входа…
– Да, многие на велосипедах приезжают, но это пока тепло, в минус 30 так уже не получится.
Я всегда говорю: дети у нас особенные. И не только в силу своих способностей, таланта, но и в силу характера. Ведь музыкантами, художниками, хореографами становятся единицы. Мы создаем характер, закладывая трудолюбие, желание достигнуть цели… И условия, в которые мы поставлены, тоже работают на это.
Школа располагается в приспособленном помещении, которое досталось нам от налоговой инспекции. Но, я думаю, это далеко не худший вариант. За три года мы смогли привести ее в тот вид, который позволяли наши средства. Работа проведена большая, вложения тоже немалые. Спасибо муниципалитету, мы крайне редко получаем отказ.
Очень переживали, опасались, что будет отсев, но такого нет. Те, кто хочет, до нас доходят.
В этом году благодаря двум выделенным главой администрации ставкам (впервые за 15 лет!) смогли принять преподавателя по классу «Духовые инструменты» (саксофон и флейта). Востребованность огромная. Саксофон, мальчик – это очень красиво. Прямо праздник. Очень мы рады. Я думаю, это только начало, потому что духовые инструменты – такое украшение! И не только для детей это интересно, но и для района, так как в перспективе это духовой оркестр…
Еще одно истинное украшение школы – народный самодеятельный коллектив «Экарте». Титулованная команда, наши звезды. Ни одно мероприятие без них не обходится. Вот сейчас они на конкурсе – и у нас тишина стоит. Обычно занятия идут наверху, внизу, дети в красивых юбочках бегают…
У нас есть филиал, который находится в Иогаче. Им уже более 30 лет руководит Элла Иосифовна Бабенко. Находится он в старом деревянном здании. Очень тесно, очень неудобно. К счастью, есть перспективы – планируется строительство клуба, где часть помещений будет отдана под школу искусств. Там у нас наряду с прочими есть отделение декоративно-прикладного искусства. Всегда собираем призы на конкурсах.
Хотелось бы рассказать о педагогическом коллективе. Нас немного. Вместе с Иогачем – 20 преподавателей. Но это все люди, которые проверены временем, обстоятельствами, любовью к своей профессии, к детям. Многие работают в школе подолгу, вот недавно одному преподавателю 25 лет профессиональной деятельности отметили. Наши люди – профессионалы высокого класса. Вообще педагогика – это такое дело… Не все справляются. Надо, чтобы где-то в душе была искорка. И чтобы она не погасла. И через 10 лет, и через 20. Печально смотреть, когда она потухает… И на самого педагога, и на детей, с которыми он работает. Поэтому мы все друг друга поддерживаем, стараемся проводить как можно больше творческих мероприятий, концертов. Есть небольшой оркестр народных инструментов, педагогическое трио у нас замечательное. Сами создаем какие-то творческие объединения, это здорово помогает, стимулирует. Структура периодически меняется, как-то все так хорошо… Мне это очень нравится. Не закостеневшая у нас жизнь.
Участие в конкурсах. Педагоги у нас очень активные в этом плане. Единственная проблема – это, конечно, транспорт, на котором мы могли бы вывозить детей. Я не говорю про денежные затраты. Мы стараемся, выкручиваемся, родители помогают. Но вот транспорт… Так называемый желтый автобус… Я везде об этом говорю, даже Олегу Леонидовичу Хорохордину озвучивала во время его приезда в Турочак. Почему решилась? Потому что никто мне не может дать ответ… Желтые автобусы идут по линии Министерства образования, а школа искусств относится к Министерству культуры…
– На чем сейчас ездите?
– Ни на чем! Вернее, мы ездим… Но соответствующий автобус – только у управления образования… Его начальник Наталья Степановна Черепанова (никаких претензий у меня к ней нет) делает все возможное и даже невозможное, чтобы мы могли выезжать. Но у них ведь и свои мероприятия. Весной у всех начинаются конкурсы…
– Вам бы свой автобус?..
– Нам мы свой. И сейчас вопрос об этом стоит. Понимание со стороны администрации я вижу и думаю, проблема будет решена. Вообще, знаете, конкурсы для детей много значат. Это, безусловно, связано для них с определенным напряжением, волнением, но когда они получают какой-то результат, и даже без результата (я вам честно скажу), это настолько стимулирует ребят… Когда еще они получат свидетельство государственного образца об окончании… А тут их уже оценили, они уже показали какие-то свои способности. Это раз. Во-вторых, они могут посмотреть на других, что, конечно, очень здорово. Знаете, я не отчаиваюсь, я, наоборот, сейчас воодушевлена. Если раньше по транспорту было категорическое нет, то сейчас, я считаю, лед тронулся, меня услышали. Тем более нам от налоговой инспекции гараж достался…
Вообще о проблемах говорить не хочется. Что касается материальных, они всегда были, есть и будут. Мы их решаем. Своими силами, при помощи администрации, министерства – в общем, как можем, так и решаем. Не будем об этом. Главное для нас – дети. Всё для них. А дети у нас замечательные. И неправда, что молодое поколение сейчас какое-то никакое. Ничего подобного. Всё такое. Они так же хорошо рисуют, так же замечательно играют на фортепиано, так же танцуют. В общем, все то же самое. Ну, иногда на фоне телефонов (Смеется). Все равно дети, которые прошли через школу искусств, другие. Пусть они не станут профессионалами в своей области. Они чувствуют по-другому, мне кажется. Не стал ты художником, окончив художественное отделение, – это не главное. Ты осмысленно приходишь в музеи, у тебя развито чувство вкуса. Это иной уровень. Так же дети, которые связаны с музыкой. Когда вы слышали Бетховена, Гайдна, Чайковского, многих плохих вещей вы не сделаете… Это точно я вам говорю. У меня сын тоже окончил музыкальную школу. Он не стал музыкантом, но, я думаю, без нее он был бы другой, и не в лучшую сторону.
Что эта мысль почти в точности повторяет шекспировское убеждение, узнала позже, наткнувшись на строки классика:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб:
Не верь такому.
– А вы что преподавали?
– Я и сейчас преподаю. Я преподаю самый изысканный предмет – историю искусств. Очень горжусь этим. Я рассказываю детям о самом красивом, великолепном. Мы с ними смотрим такие картины, мы знаем, кто такие импрессионисты… Лучше меня про мой предмет не спрашивайте – я просто ухожу в дебри… Третий год я провожу декабрьские вечера – читаю лекции для всех желающих.
– Так можно к вам приехать…
– Приезжайте! У нас очень интересно. Темно, холодно, далеко – а зал полный…
Юлия Цайтлер