В доме известного скульптора Павла Ивановича Богомолова, едва переступаешь порог, оказываешься в мастерской. Творения его рук поглядывают на гостей со всех сторон, не давая опомниться, погружают в мир искусства, вдохновения и красоты. Здесь так тихо, что, кажется, до тишины можно дотронуться кончиками пальцев, голос становится вкрадчивее, а на душе – спокойнее.
30 ноября П.И. Богомолову исполнится 75 лет, это и стало поводом напроситься в гости. С первых минут общения стало ясно, что подготовленные заранее вопросы к интервью останутся лежать в стороне. Павел Иванович сам и задал тон нашей беседе, и определил темы. А говорили мы об искусстве, предназначении и вере.
Раннее детство П.И. Богомолова прошло в деревеньке Красный Флот, затерянной в степях Воронежской области. Про себя он говорит: «Я военного образца человек, родился в годы Великой Отечественной, в 1944-м». Жили более чем скромно. Ни дорог, ни света в деревне не было до шестидесятых годов.
– Мне еще пяти лет не исполнилось, когда с мамой мы отправились на Донбасс. Обосновались в рабочем поселке. Порой не жили, а выживали, как, впрочем, многие после войны. Но что ценно было тогда и что потеряно сейчас – это общинность, коллективизм. Люди в любой момент могли прийти на помощь друг другу, делились последним. Помню, напротив нашегодома был магазин, куда ночью привозили хлеб. Жители за ним очередь с вечера занимали. Всем не хватало, но никто не ссорился, не выражал недовольства. Все жили надеждой, что скоро станет легче.
Двенадцатилетним мальчишкой Павел поступил в Киевскую республиканскую художественную школу. Не могла не спросить, как же зародилась тяга к прекрасному у ребенка, которого ничто выкохудожественное никогда не окружало. – У всех детей тяга к творчеству есть, – отвечает Павел Иванович, – все от природы талантливы, только каждый в своем. Задача родителей – увидеть, направить и помочь реализоваться маленькому человеку.
На моем жизненном пути всегда оказывались хорошие люди, которые поддерживали, жить учили по правде, по совести и по любви. А ведь в коммунистический период общественные установки были несколько другими. Решения партии и правительства были направлены на то, чтобы «удовлетворить всевозрастающие потребности населения». Вот, извините, и приехали мы к этому. О душе никто не говорил, до сих пор страдаем от отголосков безбожного времени. Тем временем каждый человек в этот мир приходит с какой-то целью. Мы просто порой ее не вполне осознаем. Для чего Господь нас призвал? Я и прихожанам своим говорю: «Раз пришли в эту жизнь, каждый имеет свою цель. И неважно, уборщица ты или министр. Не играет роли! Только Господь знает твой путь, он тебя направит, а вот уж окончательный выбор между добром и злом – это твоя свободная воля. Согрешить или сделать хороший поступок, под себя подгрести или отдать ближнему… Православным людям легче, у них реперные точки правильно расставлены, а вот атеистам сложно. Опять же, как по Ф.М. Достоевскому: «Нет неверующих людей, атеисты тоже верующие, только во что-то свое». Прожив много лет, я не знаю, как Господь ведет каждого из нас, наша задача – увидеть, что мы не одни.
После службы в армии П.И. Богомолов поступил в Киевский художественный институт. Этот же вуз, правда чуть раньше, окончила его будущая супруга Галина Павловна Махринская. Молодые люди, конечно, видели друг друга, но познакомились, когда Галина уже работала, а Павел, будучи еще студентом, подрабатывал, выполняя с другими ребятами тяжелую скульптурную работу. В тот раз что-то пошло не так. Галина доверила молодым людям изготовить основание, каркас для пятиметровой фигуры. Это тонны глины!
– Мы сделали, получили деньги и уехали на Десну рыбачить, – вспоминает Павел Иванович, – через день нас разыскали, сказали, что нижняя часть будущего изваяния сползла, Галину мы сильно подвели. Конечно, тут же вернулись, все исправили.
Но история знакомства, начавшаяся с нелепого недоразумения, часто вспоминалась супругами в годы совместной жизни. А не случись этого ляпа в работе (за который тогда было так стыдно!), поженились бы?
Павел Иванович и Галина Павловна не просто поженились, они повенчались в Свято-Макариевской церкви г. Киева.
– Как вы решись на это в советские-то годы? – спросила я.
– Просто надо было бы переступить определенную грань, – отвечает Павел Иванович, – мы же вот-вот должны были стать членами Союза художников, нас хорошо знали. Если бы кто-то прослышал – ни выставок тебе, ни выезда за границу. Попросили венчавшего нас отца Георгия Едлинского не записывать данные в книгу. Матушка была его прихожанкой, он пошел нам навстречу. Я в то время не был так воцерковлен, как она, лишь изредка заходил в храм, парни, они же приторможенные (смеется), позже к Богу приходят. Я только здесь, в Горно-Алтайске, стал постоянно ходить в церковь, а Галину, сколько ее знал, всегда обвиняли в религиозности, в СССР про таких говорили «с фокусами»…
Супруги воспитали троих детей. Старший Тарас, сын от первого брака Галины Павловны, живет в Чое, работает врачом. «Он еще и фотограф талантливый», – рассказывает Павел Иванович, с гордостью показывая на снимки, занимающие самое видное место в комнате. Средний Илья живет в Киеве. «Работает в фонде помощи по линии соприкосновения в Луганской, Донецкой областях, помогает медикаментами, доброе дело делает», – говорит мой собеседник. Дочь Анастасия – талантливый журналист, преподаватель Горно-Алтайского университета, кандидат исторических наук. «Все состоялись как профессионалы. Каждый занимается любимым делом».
П.И. Богомолов с семьей приехал на Алтай в 1986 году. По его признанию, желание «убраться» из Киева было всегда. Не могли определиться куда. Звали в Узбекистан, на Дальний Восток… А обосновались в Горном Алтае.
Сюда супруги приехали уже хорошо известными художниками, скульпторами, участниками многочисленных выставок. Но вскоре наступило время, когда пришлось браться за любую работу. В девяностые выполняли редкие заказы, преподавали, Павел Иванович даже истопником несколько лет трудился в магазине. Но об этом мало кто знает. Для всех Павел Иванович Богомолов – человек, вдохнувший душу в улицы нашего города. В свое время мы, люди, родившиеся и выросшие в Горно-Алтайске, так радовались, когда город стал обрастать многоэтажками и укатываться в асфальт! Становилось чище, комфортнее. Но в этом не было ни эстетики, ни души. Сейчас Горно-Алтайск сложно представить без скульптурной композиции «Аленушка и Ырысту», украшающей родник, без бюста Николаю Улагашеву, смотрящегося единым целым с вековыми пихтами. На жилых домах появились высокохудожественно выполненные памятные доски Лазарю Кокышеву, Сазону Суразакову, Григорию Кондакову. Город словно задышал, он стал живым, теплым, а еще – уникальным, не похожим ни на один другой во всем нашем огромном мире.
То, что Павел Иванович стал священником, думаю, не было ни для кого неожиданностью. Его семью в Горно-Алтайске всегда знали как глубоковерующую. К ним шли за советом и помощью, а будущая матушка говорила: «Вам к священнику надо, мы же просто прихожане, как все другие». Как говориться, народу виднее! В 2004 году П.И. Богомолов был рукоположен в сан диакона, а 4 декабря 2006-го – в сан иерея. Вскоре отец Павел стал настоятелем Свято-Макариевского храма, строительство которого шло под его началом.
– В 2002 году меня с Божьей помощью избрали старостой прихода, – рассказывает Павел Иванович, – с тех пор я занимался только церковью. Начиная от оформления документов на регистрацию (что было самым настоящим издевательством) до открытия храма. Без людей и молитвы ничего бы не получилось. У нас сразу образовалась крепкая община, круг тех, кто поддерживал и помогал во всем. Мэром города был В.А. Облогин, благодаря ему сделано очень многое. А.Г. Агарков, в то время руководитель «Спецавтохозяйства» выручал техникой, лес на машинах пришлось вывозить прямо из тайги, я даже ночевал там несколько раз с рабочими. Бог послал хороших мастеров-строителей. Мы за два года храм возвели исключительно на пожертвования! Вы такое еще где-нибудь видели?! Все потому, что он был нужен людям!
– В Свято-Макариевском храме особая атмосфера, многие стремятся попасть на службу именно туда, несмотря на то, что есть церковь в шаговой доступности от дома. Как вы к этому относитесь? – спрашиваю я.
– Рад, – отвечает Павел Иванович. – Человек всегда чувствует атмосферу, царящую в приходе. А приход – это люди. У нас они доброжелательные, честные, бескорыстные. Мы всем прихожанам говорим: «Увидел нового человека в храме со слезами – помоги, если не спрашивает ничего – не навязывайся». В брюках ли женщина или платочек не тот – неважно. Человек к Богу пришел, а Господу не одежда важна, а душа.
Сейчас меня отпустили на отдых, пришел отец Сергий – хороший настоятель, он продолжает эту линию любви. Ведь Церковь – это любовь! Я только рад, что люди это чувствуют и стремятся в наш храм.
Беседовала Н. КОТЕНКО