Медаль за бой, медаль за труд
из одного металла льют!
Накануне юбилея Великой Победы хочу поведать читателям газеты о воспоминаниях моей мамы о Великой Отечественной войне. Она одна из тысяч тружениц тыла. Чотпон Аманбаевна Малчинова (14.02.1929 – 21.10.2019), родилась в местности Айры-Таш на территории Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района. Ее родителей лишили права голоса в 1931 году, отца арестовали в 1933-м, он умер в Дальневосточном лагере в 1935-м. Мать после ареста мужа в 27 лет осталась с тремя малолетними детьми.
Мама вспоминала: «Мы, дети войны, труженики тыла, были очевидцами событий в тылу, испытали голод, холод, рано повзрослели. В 1941-м я окончила четыре класса. Страшная весть о начале войны быстро дошла до чабанских стоянок. Мужчин призывали на фронт, они оставляли семьи, родителей, родные места. Остались старики, женщины и дети. Многих в тридцатые годы арестовали, раскулачили, отправили в далекие края.
В 1942 году окончила 5 классов, несмотря на направление на учебу на рабфак Горно-Алтайска, стала трудиться помощником чабана организации «Заготскот» Кош-Агачского аймака, где проработала до 1948 года с матерью и старшей сестрой вместо ушедших на фронт. Эта организация занималась заготовкой и приемкой скота, государственным закупом, откормом скота и его отправкой на мясокомбинаты. Работала для нужд обороны страны. В этой организации трудились многие мои ровесники, знакомые и родственники из сел района.
Как многие мои сверстники, я начала работать с 13 лет, наравне с взрослыми, не щадя сил и здоровья, чтобы обеспечить Красную армию продовольствием и другой необходимой продукцией. Вместе с матерью и сестрой пасла скот, доила овец, коз, сарлыков (яков), трудилась на сенокосе. С детства была знакома с трудом скотовода, поэтому на работе мне было легче, а трудности заключались в нехватке теплой одежды, обуви, в недостатке продуктов питания. Детство и юность людей моего поколения вот так и закончились. Нам пришлось раньше времени взрослеть. В годы войны тыл и фронт представляли собой единое целое. Тыл, как и фронт, жил и работал по законам военного времени. Только не было выстрелов и бомбежек. Работали под девизом «Все для фронта, все для победы!».
Во время войны перед животноводами ставили трудную задачу. Они обязаны были за короткий летний период обеспечить полную сохранность, нагул и нажировку животных, чтобы осенью сдать государству скот упитанным и с большим привесом. Для этого им приходилось за весенне-летний период с учетом состояния пастбищ и наличия водопоя несколько раз менять места расположения стоянок. Юрту, вещи, топливо перевозили по горам на верблюдах, лошадях и сарлыках. Животноводы всегда выполняли государственные планы». Такова помощь нашей мамы Родине и ее доля в общую копилку победы над врагом.
Позднее в той же организации она была рабочим, гонщиком скота до мясокомбината в Бийске. Из воспоминаний матери: «В то время скот гоняли своим ходом и одновременно по пути животные нагуливали вес на протяжении около пятисот километров скотопрогонной трассы. Первоочередная задача – пригнать в Бийск для сдачи на мясокомбинат набравший вес скот. В военное и послевоенное время скот гнали в основном женщины, подростки, молодежь, редко мужчины в возрасте или раненые фронтовики». Эта работа не из легких – гнать скот в летний зной и в непогоду, ночью сторожить, обеспечивать сохранность. Они с этой задачей всегда справлялись.
По рассказам мамы, в 1945 году она вступила в комсомол и до 1957-го состояла в его рядах. Обучалась на курсах Дома алтайки. Молодых женщин учили всему, что должна знать хозяйка, – кроить, шить, вязать, готовить, печь хлеб, ухаживать за новорожденным, белить дом и т.д.».
Мама прекрасно кроила, шила, до 86 лет вязала носки, варежки, перчатки. Я помню, в детстве носил нижнее белье, рубашки, штаны, безрукавки, фуфайки, сшитые матерью, а связанные ее руками носки и варежки носили мои дети и внуки.
«В военные и послевоенные годы условия труда и быта животноводов были тяжелыми, суровыми. Чабаны круглый год жили в войлочных юртах, взрослый скот держали в открытых кошарах, а молодняк – прямо в юрте, вместе с людьми. Дорог, автомашин практически не было. Грузы перевозили на верблюдах, лошадях и сарлыках. Труд животновода длится круглые сутки. Им приходилось больше внимания и времени уделять животным, чем семье и детям. Особенно сложно было женщинам.
Труд животновода – это персональная ответственность. Во-первых, за сохранность поголовья, народившегося молодняка и продуктивность животных (настриг шерсти, начес пуха). Во-вторых – за выполнение плановых заданий и взятых обязательств. В третьих – огромный подотчет, включающий закрепленное поголовье, молодняк и животноводческую продукцию. И все это вместе взятое сложная, практически невыполнимая в условиях высокогорного отгонного животноводства (холода, ветра, отсутствие элементарных условий труда и быта для людей, теплых кошар для животных, тепляков для молодняка) задача. Однако животноводы Кош-Агачского района с ней справлялись», – вспоминала мама.
Во время войны и стар и млад, трудились самоотверженно. Будучи территориально далеки от фронта, они своим трудом приближали долгожданную Победу! Жизненный путь фронтовиков и тружеников тыла, их ратный и трудовой подвиг являются примером для молодежи.
Вся трудовая деятельность моей мамы связана с животноводством. Ее общий трудовой стаж – 50 лет. Из них 38 лет своей жизни она посвятила нелегкому труду животновода будучи чабаном.
За многолетний труд и достигнутые производственные успехи мама была награждена трудовыми медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд», «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда» и юбилейными медалями. На протяжении всей своей трудовой деятельности она пользовалась заслуженным авторитетом среди чабанов, специалистов и колхозников. Избиралась депутатом Кош-Агачского районного и сельского Совета депутатов трудящихся. Родила и воспитала нас, пятерых детей.
Мама прожила долгую жизнь, никогда не сожалела о прожитом, о трудностях жизни и судьбы. Четыре месяца она не дожила до 91 года и чуть более полугода – до 75-летнего юбилея Великой Победы советского народа над гитлеровским фашизмом. Мы дети и внуки, гордимся нашей мамой и бабушкой. Она всегда для нас была авторитетом, а ее жизнь – примером.
Николай Малчинов, сын Чотпон Аманбаевны, ветеран труда