История Центрального банка России началась в 1860-м, когда российский император Александр II подписал указ о создании Государственного банка Российской империи. По уставу Государственный банк должен был способствовать «оживлению торговых оборотов и упрочению денежной кредитной системы». Этим летом Центробанку исполнилось 160 лет. Подразделению Государственного банка в нашем регионе — 90 лет. Об исторических событиях, двойном юбилее, а также о развитии российской экономики и банковской системы мы поговорили с управляющей Отделением – Национальным банком по Республике Алтай Сибирского ГУ Банка России Надеждой Донских.

— Первое подразделение Государственного банка в нашем регионе появилось в 1930 году. Это было время очередной финансовой реформы, в ходе которой Госбанк стал единым центром краткосрочного кредитования и расчетным центром для народного хозяйства. Был введен так называемый прямой банковский кредит. Для каждого предприятия устанавливался лимит, в пределах которого ему на заранее определенные цели выдавались деньги. Уже к 1931 году во всех аймаках, кроме Улаганского, были открыты отделения Госбанка, а в Улаганском – кредитная касса. 

— Чем еще, кроме прямого кредитования, занимался в те годы Госбанк?

— Кроме кредитования всех отраслей хозяйства Ойротской области Облконтора Госбанка СССР обеспечивала регион наличными деньгами, открывала и вела счета, следила за кассовым исполнением бюджета области. Работники Госбанка контролировали финансовое состояние организаций, то, как они выполняли производственные планы. Даже проводили операции с комиссионными ценностями: акциями, облигациями и лотерейными билетами. В 1939 году была создана группа инкассации, которая собирала выручку от торговых и хозяйственных организаций на территории Ойротской области.

Справка «ЗА»:

В практике работы Областной конторы Госбанка в начале 30-х годов было проведение госзаймов среди населения для «третьего решающего года пятилетки». Так, на 1 октября 1931-го на заем подписались 3408 человек, а его сумма составила 926405 рублей.

— Надежда Александровна, Великая Отечественная война как-то повлияла на работу Госбанка в тылу?

— Конечно. Вся финансовая система переориентировалась вместе со страной на военные нужды. В те годы Государственный банк СССР сосредоточился на покрытии военных расходов, снабжении войск и населения деньгами.

В регионах нужно было своевременно выдавать деньги органам социального обеспечения, военкоматам для выплаты пенсий, пособий семьям фронтовиков, кадровым военным и пенсионерам. Вот как вспоминала то время управляющая районным отделением Госбанка СССР в Кош-Агаче Е.А. Васильева: «Каждый из нас, переживших войну, хорошо помнит, что в тревожное для страны время все трудоспособные мужчины ушли на фронт. В нашей системе тоже остались трудиться в основном одни женщины. И они оказались на высоте, обеспечивая четкое расчетно-кассовое и кредитное обслуживание хозяйств, организаций и учреждений района. Служащие мужественно переносили трудности военного времени, терпели голод и холод, с повышенной ответственностью относясь к выполнению своих обязанностей».

В послевоенное время Госбанк своей работой помогал восстанавливать экономику. К 1960 году все отделения Госбанка рассчитывали кассовые планы, сводили балансы денежных доходов и расходов населения по каждому району. Такая работа позволяла видеть, что происходило в экономике. Например, узнать, изменилось ли материальное состояние граждан в целом, что произошло с доходами колхозников, каковы кредитные вложения на механизацию производства.

Труд банковских работников со временем менялся — появились счетные машины, которые дали возможность проводить гораздо больше операций в единицу времени.

— Непростым этапом для страны стали 90-е годы. Какие изменения в этот период происходили в банковской сфере?

— В то время страна переходила к рыночным отношениям. Менялась экономика, менялись структура и функции банковской системы, причем кардинально. Она стала двухуровневой. В 1987 году из системы Госбанка выделились специальные банки. В Горно-Алтайской автономной области открылись управления Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Промстройбанка СССР. А на основе системы Государственных трудовых сберкасс появился Сберегательный банк СССР. С началом 90-х возникли коммерческие банки, в том числе на базе спецбанков. К концу 1994 года на территории Горно-Алтайской автономной области работало уже 14 банков и пять их филиалов. Менялся и Госбанк, к тому времени он уже назывался Центральным банком, — начал выполнять функции, которые ему предписывало новое законодательство. Это банковский надзор, валютное регулирование и контроль, развитие платежной системы. Как раз тогда начали внедряться электронные расчеты, которыми сегодня пользуется почти каждый из нас. В этот период Национальным банком Республики Алтай руководил Юрий Вячеславович Мартьянов. Под его непосредственным руководством состоялся переход на новые технологии обработки банковской информации, сформировался банковский сектор нашего региона.

— Сегодня мы часто слышим, что Центробанк – мегарегулятор. Что это значит? Каковы сейчас приоритеты в вашей работе?

— Вы правы, сегодня Банк России – мегарегулятор. Он отвечает за стабильную работу всей финансовой системы страны, а не только банковского сектора. С 2013 года под надзор и контроль Банка России попали, кроме банков, многочисленные некредитные финансовые организации. Это страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и ряд других. Сегодня Банк России следит, чтобы финансовый рынок был устойчивым и на нем работали только честные и профессиональные компании, а люди и организации получали качественные финансовые услуги и сервисы.

Также Банк России обеспечивает ценовую стабильность, то есть поддерживает стабильно низкую инфляцию – около 4% в год. Это оптимально, чтобы экономика развивалась, а сбережения не обесценивались.  Главный инструмент Банка России – ключевая ставка.

— Какие финансовые организации работают на нашем рынке сегодня, можно несколько цифр?

— В Республике Алтай услуги населению и бизнесу предоставляют 40 банков. Большинство их зарегистрированы в других регионах, только один — в нашем субъекте. Помимо этого у нас зарегистрированы и работают восемь микрофинансовых организаций, 12 ломбардов, девять кредитных потребительских кооперативов, два сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива и одна страховая компания. Мы стремимся повышать доступность финансовых услуг. Важно, чтобы каждый мог максимально быстро и удобно получить любую финансовую услугу. Но мы понимаем, что финансовые услуги в отдаленные районы идут вслед за развитием инфраструктуры, в том числе качественных каналов связи. Большую роль играет желание людей пользоваться новыми технологиями.

— Классическая функция Банка России – выпуск в обращение наличных денег. Расскажите, как это происходит у нас в республике?

— Отделение — Национальный банк по Республике Алтай для нашей республики — эмиссионный центр. Мы удовлетворяем потребность региона в наличных деньгах, выпускаем их в оборот через банки, изымаем ветхие банкноты. При этом банки получают банкноты и монеты таким образом, чтобы проводить расчеты. Это может быть и мелочь, и крупные банкноты.

Часть денежного оборота идет в безналичной форме. Основная часть межбанковских платежей — по сути, это операции клиентов банков — идет именно через платежную систему Банка России. Недавно Центробанк запустил Систему быстрых платежей, которая позволяет людям мгновенно переводить деньги по номеру мобильного телефона вне зависимости от того, в каком банке открыты счета, оплачивать покупки и совершать другие виды переводов. К этой системе по всей стране подключились уже 70 банков.

— Спасибо, Надежда Александровна. От нашей редакции поздравляем весь коллектив Отделения — Национального банка по Республике Алтай с юбилеем.!

— Спасибо. Я сердечно поздравляю коллег и пенсионеров Банка России с этими знаменательными датами! Желаю всем счастья, здоровья, мира и добра!

Добавить комментарий