85 лет назад, 18 августа 1935 года, Горный Алтай открыл «воздушные ворота». Введение в эксплуатацию Ойротского аэродрома позволило организовать авиалинию между Ойрот-Турой и Новосибирском.
Однако первая крылатая машина в небе над Улалой появилась еще в 1925-м. Это был четырехместный дюралюминиевый агитационный самолет «Сибревком» (переименованный немецкий «Junkers F-13»), названный в честь Сибирского революционного комитета, учредившего в 1923 году Сибирское отделение акционерного Общества добровольного Воздушного флота «Сибдобролёт» (в 1927-м был преобразован в Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству – Осоавиахим) и отделение общества друзей Красного воздушного флота «Сиблёт». Посмотреть на летающее чудо тогда собрались порядка четырех тысяч жителей Улалы, Маймы и окрестных деревень. На спонтанном митинге к ним обратился с речью председатель облисполкома Иван Алагызов, констатировавший: «От Бийска до Улалы мы летели всего 40 минут. На лошадях, единственном доселе способе сообщения с Улалой, пришлось бы ехать целый день…»
Через восемь лет, в 1933-м, в город, переименованный к тому времени в Ойрот-Туру, прибыл самолет «Динамо». Целью полета был сбор средств на создание эскадрильи имени Максима Горького и на приобретение самолета для Ойротии.
И вот в знаменательный августовский день 1935-го открылась постоянная авиалиния между столицами Горного Алтая и Сибири. Два АИР-6 с закрытой кабиной могли перевозить двух пассажиров, багаж и почту (рейсы были каждый день, самолеты работали попеременно). Путь до Новосибирска занимал три часа.
В одноэтажном здании близ аэродрома располагались зал ожидания, комнаты метеорологов, радистов и начальника аэропорта. Позже были построены отдельное здание для метеорологов, дом мастера (мастерские), водородная станция (накачивала шары для метеорологических зондов) и четыре жилых дома для сотрудников. В шестидесятых построили еще один дом – на два входа, в одном его крыле обустроили комнату для пилотов.
Аэропорт «Горно-Алтайск», каким его запомнили в позднее советское время, начали строить в 1963-м и сдали в эксплуатацию в 1968-м. 600-метровая взлетно-посадочная полоса предназначалась для приема Ан-2. После ее реконструкции в 1972 году стал возможен прием Як-40 (турбореактивного пассажирского самолёта для местных авиалиний, разработанного в 1960-е годы для замены Ил-12 и Ил-14, позже популярного не только в Советском Союзе, но и во всем мире – его продавали в 35 стран). На нем стали выполняться регулярные рейсы в Барнаул и Новосибирск. В том же году в аэропорт поступи вертолеты Ми-2 и Ми-8. Открылись рейсы на Улаган, Балыкчу и Артыбаш (на вертолетах), позже – на Кош-Агач, а затем, в 1974-м, и на Усть-Коксу (на Як-40). Через несколько лет пассажиропоток увеличился в два раза.
Число пассажирских рейсов начало сокращаться к 90-м годам. В 1995-м они прекратились. Регулярные перевозки начали возобновляться в 2010-м.
Справка «ЗА»:
АИР-6 (Я-6) – советский лёгкий многоцелевой самолёт, подкосный высокоплан (крыло крепится к верхней части фюзеляжа) с закрытой трёхместной кабиной и полотняной обшивкой фюзеляжа. Первая серийная машина авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Аббревиатуру АИР самолет получил в честь председателя ЦС Осоавиахима А.И. Рыкова. Его называли «исполкомовским самолетом» или «летающим автомобилем». Опытный экземпляр был построен на заводе им. Менжинского весной 1932-го. Позже за два года (1934 – 1936) было выпущено 468 АИР-6, из них 20 – в санитарном варианте.
Галина Миронова
Фото из архива редакции и интернета