В Центре медицинской профилактики РА состоялась встреча врача-педиатра детского пульмонологического отделения Республиканской больницы Айсуры Васильевны Трифановой и журналистов «Звезды Алтая», «Алтайдын Чолмоны» и регионального медицинского издания «Эмчи». Доктор работала в «ковидном» госпитале с конца апреля до первой половины июля, помогала детям справляться с невидимым и коварным для их хрупкого организма врагом. О новом для себя профессиональном опыте она поделилась с представителями СМИ. Беседа прошла в формате пресс-конференции.
Обратившись с вопросами к детскому врачу, мы попросили привести не только статистические данные, а рассказать больше о личных впечатлениях, насколько все верно сообщают другие источники о недавно появившемся заболевании, его лечении и последствиях, о том, действительно ли оно настолько опасно для жизни и здоровья населения.
Айсура Васильевна сделала акцент на том, что благодаря своевременно принятым профилактическим мерам в стране в целом и отдельно в нашем регионе ситуацию по распространению коронавирусной инфекции удалось удержать под контролем. В Республике Алтай пандемия стала развиваться сравнительно позже, чем в центре России, что сыграло на руку для подготовки встретить её приход во всеоружии. Оборудовали госпитали, запаслись медикаментами и защитными костюмами.
Тем не менее, когда пришлось столкнуться лицом к лицу с ковидом, отпало скептическое настроение по поводу того, что это выдумки или, как утверждали некоторые, политические игры власть предержащих мира сего. Врач своими глазами убедилась, как нетипично может развиваться типичная на первый взгляд острая респираторно-вирусная инфекция (ОРВИ). Даже у детей. На первый взгляд – никаких симптомов. Рентген тоже ничего не выдает. Но компьютерная томография выявляет картину, которая как раз и присуща коронавирусу, очень быстро поражающему легкие. Так называемое матовое стекло явно говорит о его присутствии в теле человека. К большому счастью, в госпиталь попадали дети, у которых наблюдалось лишь легкое течение болезни, отметила доктор.
– Организм ребенка в отличие от взрослого организма имеет свои анатомо-физиологические особенности. Поэтому клинические проявления болезни у детей сильно разнятся. В маленьком возрасте данную инфекцию переносят намного легче. За время моей работы в госпитале, слава Богу, не наблюдалось тяжелых форм её проявления у пациентов до 18 лет. Очень волновалась, что у заболевшего ребенка могут быть сопутствующие патологические заболевания, ведь это стало бы большой угрозой для его здоровья. Есть предположение, что в связи с частой вакцинацией иммунитет в юном возрасте более устойчив.
Относительно прививок Айсура Васильевна отметила, что всегда к ним относилась положительно. А касаемо недавно зарегистрированной Минздравом России вакцины от COVID-19 врач тоже сказала, что порекомендовала бы её применять, поскольку это вариант от возможных осложнений в случае заболевания. Врач выразила надежду, что данная вакцина будет эффективной, хотя, конечно, о ней пока известно мало, если не сказать ничего… Говоря о мерах профилактики ковид в целом, доктор акцентировала, что в первую очередь нужно быть позитивно настроенным и не пренебрегать общими советами – вовремя ложиться спать, соблюдать распорядок дня и гигиену, вести здоровый образ жизни, без надобности не посещать многолюдные места, а если такая необходимость возникает, то обязательно надевать маски. Не так уж и много требуется-то от нас, не правда ли?
В нашем разговоре с врачом мы затронули методы лечения, а также симптоматику и клинику течения коронавирусной инфекции.
– Одна из особенностей заболевания – это реакция организма на данный вирус, называемая цитокиновым штормом. Воспаление, в данном случае появившееся в легких, провоцирует выброс цитокинов, то есть организм для борьбы вырабатывает много воспалительных ферментов и получается, что он штурмует свои легкие. В итоге это приводит к массивному и двустороннему поражению легочной ткани и, соответственно, дыхательной недостаточности. Такое, кстати, как показала практика, проявляется у людей с хорошим иммунитетом. В зависимости от степени тяжести клинического течения заболевания и наличия сопутствующей патологии разработаны разные схемы лечения. При легкой степени применяют назально интерферон и умефиновир, при средней – более серьезные противовирусные препараты и антибиотики, при тяжелой – подключают гормоны. Когда долго держится температура, а эти виды лечения не помогают, что говорит как раз о высоком наличии цитокинов, назначают препарат тоцилизумаб. После выписки из госпиталя контроль за пациентами продолжается: перенесшие пневмонию, должны наблюдаться у участкового терапевта либо у педиатра в течение года (у детей обязательный осмотр проводится через каждые три месяца), а при деструктивных пневмониях наблюдение осуществляется на протяжении пяти лет. Как правило, у людей, перенесших тяжелую форму пневмонии, сохраняются следующие проявления: астенический синдром, синдром хронической усталости, дыхательной недостаточности. После атипичной пневмонии на месте воспаления появляется фиброз: для взрослых это трудноизлечимо, а для детей – с ростом организма данное образование может уйти бесследно при условии правильного физического развития, чему способствуют сбалансированное питание ребенка, физическая активность, соблюдение режима дня, благоприятная атмосфера в семье. Итогом пандемии может стать подъем числа людей с инвалидностью по заболеваниям дыхательной системы. Иммунитет к ковиду у переболевших вырабатывается не стойкий и повторное заражение не исключено, – рассказала педиатр.
В числе распространенных симптомов коронавирсуной инфекции, с которыми необходимо срочно обратиться в медучреждение, Айсура Васильевна назвала высокую температуру, сухой кашель, затрудненное дыхание, боль в горле, а также в мышцах и суставах, головную боль. Возможны насморк, заложенность носа, диарея, потеря обоняния и вкуса, кожная сыпь, боль в грудной клетке, нарушение речи, движения и другие.
Беседуя с доктором, мы поинтересовались, насколько сложно было работать в условиях закрытого госпиталя, ведь более двух месяцев она не была дома, не видела родных.
Особенно вначале было непросто – сложно подолгу находиться вдали от семьи, да и не до конца был отлажен механизм работы. Но со временем все наладилось, мы привыкли и к маскам, и к противочумным костюмам. К смене с 6 часов утра готовились уже с 4 часов ночи. Выезжали из гостиницы, переодевались, принимали смену у коллег. Каждая смена и сейчас длится по шесть часов, заступают на них через каждые 24 часа. График дежурств сложный для всего медперсонала. Но особенно трудно было в июне, когда численность пациентов с каждым днем прибавлялась, поделилась Айсура Трифанова. У меня был свой профессиональный интерес, хотелось самой больше узнать о новом заболевании, думаю, данный опыт мне пригодится. Ведь это событие имеет мировой масштаб и участвовать в спасении жизни и здоровья людей для меня большая честь, добавила она, отвечая на вопрос, почему согласилась на работу в таком госпитале.
В завершение встречи мы поблагодарили доктора, пожелали успехов в нелегком труде.
– Пользуясь случаем хотелось бы выразить благодарность своей семье, супругу в том, что поддерживали во время работы и с пониманием отнеслись к моему профессиональному долгу. Всем коллегам, стоявшим плечом к плечу на страже охраны здоровья наших граждан, конечно, тоже говорю большое спасибо, – ответила Айсура Васильвена.
Наталия Манышева