30 сентября отмечает свое 70-летие актер Национального театра им. П.В. Кучияка Игорь Николаевич ТОДОШЕВ.

Мы познакомились с Игорем Тодошевым (мы – это группа ребят, проходивших последний тур экзаменов в Новосибирское театральное училище) в ходе поступления в это учебное заведение. Он подошел к знакомым, которые туда поступали. В это время из приемной комиссии вышла женщина, оказавшаяся впоследствии нашим любимым преподавателем по сценической речи Лидией Алексеевной Николаевой.

Она спросила Игоря: «Ты тоже поступаешь?» Он ответил: «Нет, я просто болею за ребят». Тогда она предложила: «А не хотел бы прослушаться и поступить?» И он ответил утвердительно. В результате Игорь появился перед приемной комиссией с «Бородино» М.Ю. Лермонтова и так интересно разыграл в лицах это стихотворения, что увлек всю аудиторию. И – поступил.

У него не было никакой связи со сценой. С детства он был связан с типографией: запахи линотипа, наборного и печатного цехов происходили от мамы, которая была линотипистом. За героический труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Отец Николай Ильич был фронтовиком, долгое время работал ответственным секретарем газеты «Алтайдын Чолмоны». 

Алтайская студия, в рядах участников которой был и Игорь Тодошев, стала обучаться на актерском отделении Новосибирского театрального училища. Студийцы были окружены заботой и любовью всех наставников – мастера курса Игоря Григорьевича Полякова, Лидии Захаровны Морозкиной, педагогов по сценической речи Лидии Алексеевны Николаевой и Людмилы Викторовны Самойлович, педагога по сценическому движению Николая Васильевича Козырева, преподавателей по русской литературе и

театру П.И. Кокорина, по вокалу Л.В. Золотаревой, по изобразительному искусству А.Г. Покровской и других. Все они давали студийцам фундаментальные знания по своим предметам. А ребята были разными, и у них порой случалось всякое. Больше всех нам помогала и заботилась о нас директор училища Софья Болеславовна Сороко, которая вела курс зарубежной литературы и театра. Она была женой народного художника Ивана Васильевича Титкова, который с экспедициями прошел весь Горный Алтай, знал Г.И. Гуркина, собрал орнаменты всех народов Алтая, которые сегодня используют все.

Игорь отличался от остальных ребят: он был человеком начитанным, интересным собеседником, обладал хорошими внешними данными, сценическим обаянием. Педагоги говорили: «Вот будет у вас в труппе герой-любовник». Его любили преподаватели, особенно Лидия Николаева. С первых дней учебы он дружил с Ириной Охриной. Но потом они расстались на два с лишним десятка лет и соединили свои судьбы только после своих тяжелых утрат в 1995 году.

В конце первого курса часть ребят ушли служить в армию, в их числе Игорь, и вернулись только перед окончанием третьего, причем не все.

Окончивших учебу студийцев направили в Горно-Алтайск организовывать Национальный театр, а пришедших из армии ребят директор Л. Борисова перевела на учебу заочно и отправила вместе с Алтайской студией на родину.

Горно-Алтайская автономная область не была готова принять студию: не имелось помещения, режиссера, репертуара, и артисты некоторое время ходили как неприкаянные. Была образована экспериментальная театральная бригада при областном концертно-эстрадном бюро, руководила которым выпускница Щукинского училища Дия Ивановна Алтайчинова. Часть студийцев уехали из города, а оставшиеся ребята, в том числе Игорь Николаевич Тодошев, стали работать актерами в театральной бригаде.

Он сыграл несколько ролей, среди которых была главная – молодого героя Акъегета в спектакле «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Прошло много лет, спектакль долгое время оставался в репертуаре театра, Акъегета играли другие актеры, и неплохо. Но И.Н. Тодошев остался в памяти зрителей прежде всего потому, что его герой был поэтом. Гордая осанка, непокорный взгляд, чуть приподнятая манера говорить – все говорило о том, что это человек, который погибнет, но не согнется перед обстоятельствами.

Игорь Николаевич прекрасно владел речью, и это привлекало нему руководство эстрадной бригады. Он хорошо провел эстрадные концерты во время гастролей в Хакасии и затем перешел работать в эстрадную  бригаду под руководством Антона и Ирмы Юдановых. Читал монологи, придумывал репризы. Для него специально был приглашен московский автор Е. Ковин, который написал несколько монологов,  некоторые из них, такие как «Я расскажу вам об Алтае», «Чуйский тракт» и другие, И.Н. Тодошев исполняет до сего времени.

Многое для роста профессионального мастерства ему дала работа в Липецкой филармонии, руководимой Александром Крюковым, который ранее также создал эстрадную бригаду в Горном Алтае и вывел на сцену таких артистов, как Валерия Заозерова, Иван Сумачаков, Владислав Ялатов. И.Н. Тодошев был приглашен А.Е. Крюковым в Липецк для работы ведущим одного из местных коллективов. Там он многое узнал о профессии конферансье, посмотрев работу других профессионалов, ставших для него примером, таких как Владимир Писаренков, Олег Милярский, Сергей Дитятев, Михаил Гаркови, Николай Смирнов-Сокольский и другие.

Он работал с известными артистами, приезжавшими к нам в Горно-Алтайск, Ольгой Воронец, Марией Пахоменко, Иосифом Кобзоном, Геннадием и Александром Заволокиными, известными киноактерами, народными артистами СССР Алексеем Папановым, Евгением Леоновым и другими. В течение многих лет работы на нашей эстраде он являлся первым алтайским конферансье и исполнил множество монологов, связанных с тематикой Горного Алтая.

Сокращение эстрадной бригады совпало с личной утратой – умерла жена, певица Светлана Телесова. Долгое время Игорь Николаевич приходил в себя. Затем были новая встреча с И.Е. Охриной и возвращение в театр, в котором в 1996 году он начал работать в качестве администратора, а с 1997-го стал актером.

За годы работы в Национальном театре драмы им. П.В. Кучияка И.Н. Тодошев сыграл около тридцати разноплановых ролей. Он убедителен как в комедийных, так и в драматических ролях и с успехом создает их.

Им создано множество ролей в разножанровых спектаклях. Наиболее интересны его работы, привлекшие внимание критиков и зрителей, например драматический Табын в трагедии «И взойдет твоя заря» К. Кошева. Эту роль до него играл молодой актер Вениамин Тадинов, его Табын был молодым, амбициозным, он старался утвердить свое первенство во всем, выбирал свой путь между русскими и джунгарами. Табын Тодошева был уже не так молод, умудрен жизненным и военным опытом, хитер, подозрителен, решителен, он уже сделал свой выбор, и это дает совсем другую окраску отношениям героев.

Актер создал трагикомического Горбушкина в спектакле «Прискорбный случай в стиле танго» М. Зощенко, напыщенного самодовольного Чебакова в «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Островского, бдительного и верного Анагоса в «Аттиле» Е. Замятина, обманутого батрака Чалму в «Долине дьявола», невозмутимого Агностоса в «Эзопе» Г. Фигейредо. На грани эксцентрики с точной психологической мотивировкой поведения им были сыграны роли Симеонова-Пищика в «Вишневом саде» А. Чехова, эсера из Горной думы в «Восхождении на Хан-Алтай» Д. Белекова, хлопотливого Добчинского в «Ревизоре» Н. Гоголя и другие.

Последняя работа Игоря Николаевича – создание образа Эрлик-Бийя в эпическом спектакле «Маадай-Кара». В небольшом эпизоде этой постановки перед зрителями возникает грозный, сильный, карающий Эрлик-Бий Тодошева. 

В творчестве И.Н. Тодошева органично сочетаются яркая внешняя форма и тонкий психологизм. Он умеет точно передать оттенки душевного состояния своих героев, обладает тонким юмором. Актер постоянно работает над собой, трудолюбив, ответственен и профессионален в своей деятельности.

В коллективе он пользуется уважением товарищей, будучи скромным, доброжелательным человеком. Участвует во многих мероприятиях, проводимых Алтайским республиканским отделением Союза театральных деятелей  РФ,  юбилеях, творческих вечерах «Лицом к лицу», во встречах, проводимых в школах, на предприятиях города и в селах республики. Вместе с супругой И.Е. Охриной И.Н. Тодошев воспитывает пятерых внуков.

В этот юбилей Алтайское республиканское отделение СТД РФ, коллеги по театру, друзья  желают Игорю Николаевичу здоровья, счастья, семейного благополучия, новых ролей и побед!

С.Н. Тарбанакова, кандидат искусствоведения

от redaktor2

Добавить комментарий