В прошлом номере «ЗА» мы рассказывали о завершении первого этапа проекта «Познавай Алтай», автором которого выступила Айсылу Тандыянова.

Сегодня мы предлагаем читателю интервью, в котором разработчик и организатор поделилась своим видением ситуации, того, как можно влиять на решение проблем сохранения памятников культуры и природы, используя помощь туристов.

— Айсылу Ефимовна, что вас подтолкнуло создать такой проект?

— Я много лет работаю в сфере туризма экскурсоводом. Природа предоставила нам все свои красоты, так скажем, в готовом виде. И нам остается только любоваться ею, наблюдать за ее проявлениями. В этом отношении сложнее с культурой. За сравнительно короткое время трудно ознакомить гостей с историко-культурным наследием, которым так богат Горный Алтай, рассказать об особенностях традиций и обычаев местного населения, отметить какие-то тонкости. К сожалению, мы сегодня не имеем визуальных объектов, посредством которых  можно составить представление об истории и культуре региона. Между тем туристы часто спрашивают, чем живут здесь люди, желают узнать о том или об этом и т.д. К примеру, Пазырыкские курганы. Всем известно, в каком они виде. Но история эпохи, когда они создавались, высоко значима в мировом масштабе. Чтобы этот памятник привести в надлежащий вид, интересный и понятный для туриста, музеефицировать, необходимы большие ресурсы, а также время.

— Туристы – народ «разношерстный». На какую аудиторию в первую очередь ориентирован ваш проект?

—   На молодежь в основном, а в целом на людей разного возраста, кому интересны история и культура Горного Алтая. Конечно, научных исследований проведено уже достаточно, издано большое количество  литературы, но представители молодого поколения сегодня крайне мало обращаются к таким книгам либо вообще не читают, а чаще всего сидят в интернете, социальных сетях. Мы привлекаем блогеров из молодежной среды, которые ведут страницы о путешествиях.

— Каким образом вы приглашаете блогеров? Кто они?

— В проекте «Познавай Алтай» участвует десять блогеров. Это ребята со всей России. Их роль вижу в том, чтобы с их помощью узнать о разных точках зрения по поводу сохранения, развития памятников культуры, а также распространения информации о них. В числе наших блогеров молодые специалисты разного профиля — культурологи, историки, в сфере туризма и другие. Помимо Республики Алтай они уже посетили многие регионы, знакомы с опытом других, могут им поделиться, а также узнать здесь что-то новое для себя.   Кстати они являются победителями отборочного конкурса, который мы организовали на платформе Росмолодежи. На участие в проекте «Познавай Алтай» мы получили 568 заявок. 

— Расскажите, как реализовывался проект?

— Сейчас завершился первый этап. В ходе его мы провели четырехдневную экспедицию. Посетили несколько памятных мест, в том числе здание, где располагалась лавка купца Тобокова, сооружения, в которых размещались Аргымаевские склады. Во время этих экскурсий ребята делились впечатлениями, предлагали идеи, как данным объектам придать  туристический интерес. Было важно услышать разные мнения. Мои представления прежде тоже были другими, и для себя я сделала некоторые открытия. Без информации как  о памятниках культуры эти и похожие объекты остаются без внимания приезжающих гостей, так как с виду они практически ничем не привлекают – туристы просто проходят мимо, делились участники и тут же выдвигали предложения, что можно изменить, что нужно сделать, чтобы  привлечь к себе интерес.

— То есть суть в том, чтобы туристы, гости региона, посещая памятники, имели возможность не только узнавать об их значимости, но и вносить свои предложения по их сохранению и развитию?

—   Вот мы часто слышим, особенно в сельской местности: туристы загрязняют нашу природу, бросают мусор, уничтожают памятники. Но ведь туризм может стать как средство, которое не доставляет неудобство и вред, а является инструментом развития. Нужно предоставить возможность вносить предложения для совершенствования. И в этом будет большой плюс.

Экспертиза памятника на предмет его исторической значимости — дорогое удовольствие. Турист принесет эти деньги, внесет предложения, будет способствовать его популяризации среди молодого поколения, что называется, в социальной памяти. История и культура живут, когда они сохранены именно в социальной памяти. А если гости будут приезжать со знанием дела — это и будет готовая социальная память. Так мы сохраним свое наследие. К примеру, после нашего мероприятия ребята выкладывали посты в соцсетях, у них много подписчиков…

— Когда ожидать следующего этапа реализации проекта?

— Все зависит от карантинных мероприятий по предотвращению распространения коронавируса. О точной дате обязательно сообщим. Во время второго этапа нам предстоит оценить работу,  которую мы выполнили.

Беседу записала Н. Манышева 

от redaktor2

Добавить комментарий