Горно-Алтайавтодор ремонтирует дороги регионального значения так, чтобы по качеству они не уступали федеральным трассам
Развитие любого региона неразрывно связано с дорожной отраслью. Без хороших дорог сложно, а порой и невозможно продвигать туристические направления, развивать лесную отрасль, формировать современную инфраструктуру да и просто обеспечивать достойный уровень жизни. Для нашей республики с её большой территорией и огромным потенциалом развитие сети автомобильных дорог – насущная необходимость.
Когда за плечами лето – самая горячая для дорожников пора, хочется подвести некоторые итоги прошедшего сезона и наметить планы на будущее. Особенно актуально это в преддверии Дня работников дорожного хозяйства – людей, чей труд всегда на виду, а результат их работы оценивается практически каждым человеком.
Проложить путь к решению поможет БКАД
Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Алтай, – 6187,4 километра. Всем нормативным требованиям в полном объеме отвечает Чуйский тракт – дорога федерального значения с усовершенствованным твердым покрытием, протяженность которой по территории региона составляет 539,9 километра.
Состояние дорог регионального и муниципального уровня оставляет желать лучшего. Из почти трех тысяч километров региональных дорог – с твердым покрытием только 79%. Примерно такая же ситуация, с чуть меньшими цифрами, на дорогах местного значения.
Проблема, разумеется, характерна не только для нашей республики. В прошлом году в масштабах всей страны к ее решению приступили с помощью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В итоге в 2019-м в рамках нацпроекта в нормативное состояние было приведено более 65 км дорог регионального и местного значения, введено в эксплуатацию 32 объекта (участка).
Всего же в рамках БКАД в республике планируют отремонтировать почти 900 км автодорог, большая часть которых с асфальтобетонным покрытием, треть – в щебеночном исполнении.
Надо отметить, на старте программы БКАД Республика Алтай имела очень низкий показатель соответствия нормативам – всего 19%. В этом году запланировано достичь показателя нормативного состояния сети автодорог регионального значения в 23%. Главная задача к 2024-му – обеспечить транспортное сообщение со всеми районными центрами региона. Качество дорог при этом не должно уступать качеству федеральной трассы.
В этом году дорожные работы в рамках БКАД ведутся практически во всех муниципальных образованиях республики. Планируется отремонтировать 113 километров региональных дорог и объекты дорожной сети Горно-Алтайской агломерации общей протяженностью чуть более 10 километров.
В Турочакском районе на сегодня отремонтированы два участка: близ Дмитриевки заасфальтировали 17,65 км бывшей щебеночной трассы, на выезде из Турочака в сторону границы с Кемеровской областью в нормативное состояние привели один километр. Работы в этом направлении продолжаются еще на двух километрах. Также в этом году планируется завершить ремонт еще одного участка дороги Бийск – Турочак – Верх-Бийск протяженностью 10,853 км.
Не только в селах
В Чойском районе отремонтированы два участка протяженностью 2,71 км и 4,703 км на автодороге Паспаул – Каракокша – Красносельск. Высокими темпами идут дорожные работы на региональной дороге Чоя – Сёйка – Ынырга. В этом году там планируется уложить нижний выравнивающий слой асфальтобетонного покрытия до Сёйки. Продолжатся работы уже в следующем сезоне.
В Майминском муниципальном образовании отремонтировано чуть более 8 км на подъезде к Верх-Карагужу, на завершающем этапе 12 км трассы Карасук – Сайдыс. В этом году также будет сдано в эксплуатацию более двух километров дороги Кызыл-Озек – Александровка – Урлу-Аспак и 2,57 км – на подъезде №2 к Горно-Алтайску со стороны Майминского разъезда.
В Шебалинском районе отремонтировано более 14,7 км автодороги Шебалино – Каспа.
В самом туристском районе обновили почти 7,5 километра Чемальского тракта, проходящего через районный центр (хотя завершить ремонт этого участка планировалось лишь в 2021 году). Еще на одном участке протяженностью 2,48 км ремонт будет завершен до конца октября.
Завершен ремонт участка дороги Черга – Беш-Озёк – Усть-Кан – Талда – Карагай – граница Казахстана протяженностью 7,96 км в районе села Кукуя (включая перевал).
Дорожные работы по нацпроекту велись также на территории Усть-Канского и Онгудайского районов: на автодорогах Усть-Кан – Коргон протяженностью 7,2 км и Ело – Каярлык протяженностью 1,869 км. В этом году стартовали работы на трех участках автомобильной дороги Ябоган – Туекта, до наступления холодов здесь планируется уложить первый слой асфальтобетона вместо щебеночного.
В отдаленном Кош-Агачском районе завершили начатый в прошлом году ремонт на участке протяженностью 8,64 км дороги Кош-Агач – Беляши.
В рамках нацпроекта приводили в нормативное состояние и улицы Горно-Алтайской агломерации – 11 участков дорог местного значения в городе и Майме. В столице региона работы велись по улицам Чкалова, Кирова, Вербицкого, Колхозной, Чапаева и 75 лет Победы. В Майме обновляли проезжую часть улиц Луговой, Строителей, Березовой рощи, переулка Школьного и 50 лет Победы.
Улицы Победы и ветхие мосты
В рамках проекта «Улица Победы» в год 75-летия великой даты особое внимание уделялось приведению в нормативное состояние улиц, названия которых связаны с датой окончания войны. У нас в республике таких девять. Ремонтные работы прошли на улицах Победы в Чойском, Кош-Агачском, Усть-Канском, Улаганском, Онгудайском, Турочакском, Майминском районах и в Горно-Алтайске.
Реконструкция дорожной сети Республики Алтай идет в рамках реализации различных проектов и программ. Так, например, по программе Ростуризма выделено около 600 миллионов рублей на ремонт перевала Кату-Ярык в Улаганском районе. Всего на реконструкцию перевала, давно уже считающегося туристическим объектом, требуется около 1,2 миллиарда. Сейчас решается вопрос с финансированием недостающей части.
Еще одним важным событием этого года стало известие о строительстве альтернативного проезда в обход Красных ворот – памятника природы Улаганского района, который местные жители пожелали сохранить для будущих поколений.
На региональных дорогах расположено около 200 аварийных мостов. В 2019-м из федерального бюджета было выделено дополнительное финансирование в объеме 200 миллионов рублей на восстановление 12 металлодеревянных сооружений. В 2021 или 2022 году стартует федеральная программа по ремонту и строительству мостов, однако ремонтировать аварийные сооружения необходимо уже сейчас, поэтому проектно-сметная документация с целью получения федеральных средств разрабатывается за счет регионального бюджета. Параллельно идет формирование региональной составляющей программы, актуализируется список наиболее значимых мостов, разрабатываются проекты по их реконструкции и капитальному ремонту.
В ближайшей перспективе – строительство нового Платовского моста, реконструкция мостового перехода через реку Анос на автодороге Аскат – Аюла в Чемальском районе, а также ряд объектов в Улаганском и Усть-Канском муниципальных образованиях. Наиболее капиталоемкие вложения требуются на мостах через реки Саксабай и Амур в Усть-Коксинском районе.
Свет плюс технологии
Также в республике разработаны программы по устройству искусственного освещения на дорогах, проходящих по населенным пунктам. Сегодня потребность в освещении региональных дорог составляет порядка 170 км. На эти цели необходимо ориентировочно свыше 600 миллионов рублей. Пока планируется ежегодно выделять по 50 миллионов. Учитывая, что на один километр нужно 3 – 3,5 миллиона, получается порядка 15 км в год. Приоритетными объектами являются районные центры. Учитывается и маршрутный принцип – освещение прежде всего устраивается там, где идут работы в рамках БКАД.
В этом году продолжилось устройство освещения в Шебалино, Онгудае и Элекмонаре, уличные фонари появились на улице 60 лет Победы в Боочи и на подъезде к Горно-Алтайску.
Устройство тротуаров осуществляется в рамках контрактов, реализуемых по нацпроекту БКАД, на участках дорог, проходящих по населенным пунктам.
Разумеется, помимо количественных показателей важен уровень качества, особенно в случае с дорогами. Надежду, что отремонтированные и вновь построенные дороги будут именно такими, какими должны, дают новые технологии. Реестр новых и наилучших технологий материалов и технологических решений повторного применения действует с 2020 года.
С этого года на ряде объектов применяется технология холодной регенерации конструктивных слоев дорожной одежды, в процессе которой формируется прочное основание, позволяющее выдерживать тяжелые нагрузки. Сверху укладываются два слоя асфальтобетонного покрытия из смесей, изготовленных по новым стандартам. Их отличительная особенность – узкофракционный состав, простыми словами, устойчивость покрытия к образованию колеи.
Хорошая дорога – не просто путь из одного населенного пункта в другой. Это еще и возможность жить полноценной жизнью и своевременно решать многие насущные проблемы.
Руководство и коллектив Горно-Алтайавтодора поздравляют с профессиональным праздником своих коллег-дорожников, всех, кто проектирует, строит, ремонтирует и благоустраивает дороги, следит за их состоянием. Здоровья, счастья, благополучия и успеха на выбранном пути!
Полина Александрова
Фото пресс-службы Горно-Алтайавтодора