В картины Александра Николаевича Сергеева из Маймы влюбляешься сразу и бесповоротно, осознавая, что это не просто изображения, а настоящие произведения искусства. Увы, камера не может передать игру объема, не дает «почувствовать», как искрятся снежные вершины гор, тянутся ввысь могучие ели и змеятся таежные реки. Как пейзажи, так и картины с поистине «живыми» изображениями животных глубоко трогают своей реалистичностью.

Сила притяжения – в цветах и оттенках, которые созданы не с помощью красок на холсте или мастихином по оргалиту, а посредством уникального материала – каменной крошки и песка с реки Катуни.

А самое необычное в этих работах, пожалуй, то, что инструменты, которыми пользуются художники, Александр Николаевич не применяет, разве что небольшие кисточки для более равномерного распределения каменной основы по поверхности картины. А так – все вручную: и насыпание песка, и клеевые работы – без подрисовки, верно и точно.

Я пообщалась с мастером и узнала, как обычный песок превращается в краски и в чем уникальность каменных полотен.

Александр Сан (это псевдоним мастера-самоучки) пришел к этому не сразу. Не имея художественного образования, перепробовав с десяток профессий, свою первую картину он создал в 40 лет.

— В 2000 году ко мне приехали знакомые из Улагана. Они рассказали, как сильно их впечатлили уральские картины, выполненные из мелкого камня. Зная о моём увлечении рисованием, поинтересовались, смогу ли я сделать что-то подобное.

Кончиками пальцев чувствуя каждую крупинку и необычные очертания картин, я твердо ощутила, что это песок выбрал мастера, а не наоборот. Есть такое понятие, что сила выбирает того, через кого она будет транслироваться.

По словам Александра Николаевича, свой дар он получил от Иисуса Христа во сне. Сюжет для своей первой картины взял из Библии — это было черно-белое, размером со спичечный коробок, изображение неба, гор, облаков, деревьев. Приготовив всё необходимое – кусок ДВП, клей ПВА, цветной песок, приступил к процессу и вскоре обнаружил: руки знают, что нужно делать.

С 2008 года самобытный художник представлял свои работы в Москве и Московской области и в течение последующих лет понемногу развивал и укреплял свой талант.

Однажды на одной из уличных художественных выставок в городе Дмитрове произошла судьбоносная встреча, которая и подсказала мастеру дальнейшее направление движения.

— Живя в Подмосковье, я создал более двадцати картин, достаточно сложных и совершенных, а также несколько подарочных, которые не требуют много времени. На выставке ко мне подошел человек лет 70 — 75. «Это не твоё, – указал он на подарочные работы. — А это твоя стихия, – его взгляд остановился на близких мне художественных образах. – Продолжай творить и достигнешь совершенства». Имени этого человека, я, к сожалению, не помню. Как оказалось, он тридцать лет преподавал в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Практически в то же время о моём творчестве узнали ценители художественного искусства в Германии. Они предложили мне организовать выставку в Берлине. Но высокая стоимость жизни в Московском регионе вынуждала меня буквально проедать свои творения, и к тому времени почти все картины были проданы.

Возвратившись в 2012 году на Алтай, мастер задался целью за десять лет создать 33 картины для организации персональных выставок по всему миру.

Необыкновенно увлеченный своей работой, он показал ряд замечательных произведений, наполненных любовью к природе и удивительной гармонией. Своей любимой считает работу «Купола Троицко-Сергиевской лавры» (размер 600х800 мм), на создание которой ушло два года. Сейчас трудится над большим полотном «Православное крещение Младенца», в планах рисовальщика каменных картин — образ Иисуса Христа в объеме.

Разглядывая творения Александра Сергеева, поражаешься усидчивости и работоспособности, с которыми они были созданы. Подготовка к созданию новых шедевров у мастера традиционно начинается весной с обхода берега величавой Катуни в поисках идеального для работы песка без пыли и мраморной гальки. Крупные камни он часами вручную дробит в ступе в подвале дома, затем тщательно окрашивает песок. А потом кропотливо пересыпает оживающую в руках песочную массу на поверхность…

Создание такой картины не терпит брака, поэтому на одну работу уходит от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет – все зависит от сложности.

— При помощи песка в игру красок, перспективы рисунка я включаю новое понятие – объём из песка реки Катуни. Этот симбиоз очень трудоемкий, помимо самого рисования здесь требуются также знания о скульптуре и лепке. Сначала картинка делится на квадраты, что позволяет уменьшить или увеличить масштаб. Далее крашенный акварелью катунский песок и истолченный камень ложатся на клей и сушатся. Вот уже почти шесть лет я стою над первыми в мире 3D-портретами из песка. Мой рукотворный объём можно не только увидеть, но и пощупать, в отличие от компьютерной графики. Готовность портрета с изображением Президента РФ В.В Путина — 90%, размер — 1200х800 мм, вес уже около 35 кг.

Свои шедевры Александр Сергеев создает в обычной квартире. В небольшой комнате светло и уютно. О том, что здесь творит живописец, можно понять по множественным миниатюрным емкостям с цветными порошками, расставленным на обеденном столе. Это и есть краски, вернее, измельченные камни и песок. Палитра впечатляет: изумрудный, красный, золотой, рыжая охра, зеленый, сиреневый… Любая фотография в руках мастера может ожить и стать песочным произведением искусства.

Каменная крошка — очень благодарный материал, но капризный. Есть в ней какая-то непредсказуемость. Никогда до конца не знаешь, как «заиграет» фактура и как впишется в общий замысел получившийся сложный объем. А тут — живописные полотна! Каждое с несколькими планами, множеством оттенков и своим настроением.

— Мои мазки – это песчинки, которые свободно, хаотично падают на поверхность. Никто и никогда, включая автора, не сможет повторить то, что рождается сегодня и сейчас, — говорит Александр Сан.

Создающий шедевры скромный мастер трудится охранником, используя заработанные средства на заготовку художественных материалов.

От картины к картине растет умение художника, ищущего новые технологии, например применение в качестве материала для картин драгоценных камней, золотого песка, жемчуга и точечное вкрапление бриллиантов. Найдя своё призвание в жизни, он мечтает поделиться красотой с миром.

Мастер признается, что готов передать свой опыт и знания заинтересованным людям. Ведь данный вид творчества вполне может стать брендом Республики Алтай. Желаем Александру Сергееву успешной реализации своих уникальных проектов!

Татьяна РУССКИХ
Фото из личного архива А.Н. Сергеева

Один комментарий к “Песок и клей для высокого искусства”

Добавить комментарий