У банков и микрофинансовых организаций (МФО) помимо классических продуктов есть большой ассортимент дополнительных услуг.Речь идет о разного рода страховках и нефинансовых сервисах. Чаще всего такие опции предлагают, когда человек берет деньги в долг. Некоторые дополнительные услуги действительно могут понадобиться клиенту, ион согласится их купить. Однако часть услуг не несет никакой пользы для заемщика, но может идти в нагрузку к основному продукту. Как можно отказаться от ненужных дополнений к кредитному договору и избежать лишних трат? Читайте в нашем материале.
Дополнительные услуги
Банки и МФО могут предлагать разные дополнительные услуги к кредитам и займам. Чаще всего это страховки. Но есть и другие опции, например, смс-информирование, юридические услуги, телемедицина.Если менеджер предложил, а клиент отказался, и договор все равно заключен без проблем — все хорошо. Но если менеджер кредитной организации добавляетопциик основному продукту, утверждая, что они обязательныдля оформления кредита и его одобрения, то клиент сталкивается с недобросовестной практикой—навязыванием.Следует помнить, что по общему правилу отказ в приобретении услуги не должен влиять на возможность получения кредита или займа. Процентная ставка может быть повышена, но только в случае отказа заемщика от страховки, которая покрывает риски обслуживания долга.В любом случае менеджер должен предложить заемщику вариант займа со страховкой и без нее, чтобы клиент мог сравнить условия и выбрать более выгодное предложение.
В конце декабря прошлого года вступили в силу поправки к закону «О потребительском кредите (займе)», направленные против навязывания дополнительных платных услуг.Заемщики получили право отказаться от любой услуги, которую они приобрели вместе с кредитом или займом, в течение 14 дней после оформления договора. Ранее такой «период охлаждения» действовал только для добровольных страховок.
Бывает и так, что в самом заявлении на кредит или заем уже проставлены «галочки» напротив дополнительных платных услуг. В спешке их можно не заметить и поставить подпись. Это будет означать, что человек согласен с их приобретением. С 30 декабря 2021 года заранее проставленные «галочки»запрещены законом, и неважно, идет речь о напечатанной форме или об электронной на сайте либо в мобильном приложении.
Чтобы не пропустить важные пункты кредитного договора, можно взять его домой и еще раз внимательно с ним ознакомиться — в течение пяти дней кредитор не имеет права менять его условия.
Как отказаться от ненужной услуги и вернуть деньги?
В течение двух недель клиент вправе отказаться от добровольных видов страхования и любых услуг, которые он приобрел вместе с кредитным договором в банке или с договором займа в МФО. Причем неважно — навязали эту услугу или человек взял ее добровольно, а потом передумал.
Обращаться с заявлением о возврате денег нужно к компании, услуга которой была оплачена вместе с кредитом или займом. В течение семи рабочих дней она должна перечислить деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. Если компания уклоняется от этой обязанности, то следует подать заявление о возврате уже своему кредитору. Однако сделать это можно только через 30 дней (но не позднее 180 дней) после обращения к компании — поставщику услуги. У банка или МФО, в свою очередь, также есть семь рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту деньги. Такой механизм должен способствовать более тщательному выбору кредиторами партнеров — поставщиков дополнительных услуг.
Куда жаловаться?
Если вы столкнулись с недобросовестными практиками в финансовых организациях, обязательно сообщите об этом в Банк России. Жалобу можно отправить через интернет-приемную. В качестве доказательств к жалобе можно приложить скриншот или фотографию заявления с проставленными за вас «галочками» на оплату дополнительных услуг, договор или переписку с кредитором. Специалисты Банка России проверят эту информацию и проведут необходимую работу.
Можно также обратиться к финансовому уполномоченному. Он решает большинство денежных споров между участниками финансового рынка и их клиентами. Его помощь бесплатна, а принятое им решение финансовая организация обязана исполнить.