Заслуженный учитель России Ю.А. Мундукина: «В каждом ребенке обязательно есть что-то хорошее»

Дата:

50 лет стажа в образовательной сфере – это вам не шутки. Из них 27 Юлия Альчиновна Мундукина посвятила средней школе №7 г. Горно-Алтайска. Педагог признаётся, что возраста совсем не чувствует. Наоборот, всегда на одной волне с учениками. Она не просто преподает им алтайский язык и литературу, но знает, чем дети живут, чем интересуются. Впрочем, Юлия Альчиновна помнит каждого своего выпускника, и ей небезразлично, как складываются их судьбы. Накануне Дня учителя – наш разговор с ней.

Юлия Альчиновна родилась 10 августа 1955 года в с. Ябоган Усть-Канского района в многодетной семье. Отец Альчи Кыпчакович Чурупов, участник Великой Отечественной, после войны был строителем, маме Клавдии Альдашевне Альдашевой пришлось работать трактористом во время войны, а после Победы – почтальоном, продавцом.
Свой трудовой путь Юлия Альчиновна начала в 1972 году, после окончания школы, воспитателем в Ябоганском детском саду.
– Мне только исполнилось 17, очень волновалась, думала, справлюсь ли, – вспоминает она. – Через год поступила в Горно-Алтайский государственный педагогический институт, после его окончания в 1978-м приступила к практической деятельности – преподавала русский язык и литературу, позднее работала воспитателем, заведующей Ябоганским детинтернатом. А в 1988 году перевелась в Ябоганскую среднюю школу учителем алтайского языка и литературы.
С 1995-го и по сей день Ю.А. Мундукина трудится в городской средней общеобразовательной школе №7.
– Вернемся к истокам. Когда пришло решение стать учителем?

– Оно было всегда, сколько себя помню, – без тени сомнения говорит моя собеседница. – Я нашла себя в этой профессии, и неудивительно, что полвека для меня пролетели как один миг.

-А вы сами как в школе учились?

– Окончила школу с похвальной грамотой, а любовь к литературе привил отец. Он, хотя и имел четыре класса образования, страстно любил читать. Каким-то чудом ему удавалось доставать классическую литературу: Ч. Айтматова, М. Шолохова, Д. Лондона… Когда папа засыпал, я тихонько уносила его книгу, забиралась под одеяло и читала, подсвечивая фонариком. Или пряталась под крышей дома, чтобы почитать, – меня ищут, а я молчу.

-Помните свой первый рабочий день в школе №7?

– Меня очень хорошо приняла и поддержала первый директор школы Юлия Григорьевна Сакашева. Это очень важно – понимать, что в тебя верят. И я старалась не подвести.

– На ваш взгляд, изменились ли дети за последние годы?

– Дети в любое время остаются детьми. Я не согласна с теми, кто «демонизирует» молодёжь. Может, мне просто повезло, но за время работы не встретила ученика, с которым не удалось бы найти общий язык. Вообще я уверена, что в каждом ребенке обязательно есть что-то хорошее.

– Из личных наблюдений: социальный статус учителя сейчас чудовищно занижен…

– Проблема невысокого статуса учителя, безусловно, существует. Раньше у педагога были хоть какие-то права, сейчас – только обязанности. Дети стали более раскованные, а родители в случае конфликтов не выступают единым фронтом с учителем. Всё это отрицательно сказывается на самих детях.

-Какие задачи стоят перед вашей школой?

– Не секрет, мы теряем язык. Современные дети мало говорят на родном алтайском языке, мало читают на нем. А ведь у нас богатая культура, история, традиции. Сберечь алтайский язык, воспитать у молодёжи национальную гордость – самая важная и вместе с тем сложная задача. А решать её, в частности, призваны и мы, школьные учителя-языковеды.

-А если не дано понять предмет, то ребенку остается только страдать и зубрить?

– Почему же, нет! Каждого ребенка можно заинтересовать, чем-то увлечь. «Волшебство» между преподавателем и учениками возникает тогда, когда дети видят доброжелательное и справедливое отношение к себе. И материал тогда воспринимают намного эффективнее. Если, например, не получается что-то по учебе, то я всегда стараюсь привлечь к каким-то делам, где можно оказать помощь и почувствовать себя нужным.
Вспомнился случай: в самом начале нового учебного года один новенький мальчик устроил скандал, разбросал тетради, заявив, что не желает учиться. Я сделала вид, что ничего не произошло, а на следующий день похвалила за какую-то мелочь. Иногда добрые слова могут кардинальным образом изменить поведение ученика. Так вот, сейчас он у меня лучший в классе!

– Чего дети не прощают?

– Они мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь. Учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Нельзя, чтобы дети боялись учителя. Я, видимо, везучий человек! Таких ситуаций у меня тоже не было. Открываю двери школы – и все мои проблемы остаются за этой дверью. Я должна дать детям знания, потому что есть такой закон: что дашь, то и получишь. Жизнь спросит не где ты учился, а что ты знаешь, внушаю я своим ученикам.

– Сложно ли осваивать новые технические средства и быть, так скажем, на одной волне с учениками?

– Я стараюсь идти в ногу со временем, не отставать от ребят. Если что-то не получается, консультируюсь с сыновьями, со своими учениками. Я их учу, но и дети с удовольствием учат меня. Они помогают, объясняют. Сегодня профессия педагога невозможна без передовых технологий, надо это принять, освоить и спокойно работать!

– Есть ли у вас секрет, как отвлечь подростков от гаджетов?

– Это то, над чем бьюсь каждый день. Могут быть какие-то приемы, чтобы побудить детей прочитать то или иное произведение, но заменить гаджет книгой… Я такой магией еще не овладела.

– Сегодня очень много говорят о патриотическом воспитании, в школьную программу добавили «Разговоры о важном». Как вы думаете, насколько это нужно?

– Это всегда было и нужно, и важно. Другой вопрос, как вести этот разговор, как почувствовать ту грань, которую не стоит переступать. Говорить о войне, о сиротах с детьми, многие из которых живут в неполных семьях, мне очень тяжело.

– Как вы относитесь к многообразию школьных программ? Некоторые сложно понять и взрослым, не то что детям.

– Все эти перетасовки программ, учебников, к сожалению, ничего хорошего не дают. Сейчас потихоньку начинаем возвращаться к единым образовательным программам – это радует.

– Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой?

– У меня накопилось очень много теплых воспоминаний, – Юлия Альчиновна бережно протягивает мне толстые папки, где хранятся работы её учеников. – Авторы этих творческих работ окончили школу 40 лет назад и все эти годы я храню иллюстрации к произведениям, сочиненные сказки, составленные кроссворды, первые научные работы по литературе и другое. Тогда я сама делала первые шаги в качестве учителя алтайского языка и литературы. Многие мои ученики стали учителями, воспитателями. известными в республике людьми. Со всеми выпускниками я стараюсь поддерживать связь, радуюсь их успехам больше, чем своим.

– Были ли сожаления о выборе профессии?

– Никогда! Каждый день иду в школу с удовольствием, и для меня это самый первый критерий, что я выбрала правильный путь. Это прекрасно – наблюдать, как меняются ученики, превращаясь из несмышлёнышей в образованных людей, осознавать, что в том числе благодаря мне они достигают чего-то в жизни.

Чтобы портрет Юлии Альчиновны Мундукиной был полным, добавлю еще несколько важных деталей: она приятная собеседница, очень скромный, душевный человек. А еще – руководитель школьного литературного музея, который она основала в 2005 году. Это её любимое детище. Чтобы повысить интерес к преподаваемому предмету, привлекает детей к внеурочной деятельности. Многолетняя работа по литературному краеведению вовлекла учащихся в дело творческое и нужное, из которого потом вырос школьный музей. Здесь собран обширный книжный фонд по алтайской литературе, создана уникальная фонотека записей голосов алтайских писателей и мастеров художественного слова, читающих произведения поэтов. В музее проводятся уроки по литературе, конкурсы чтецов, интерактивные интеллектуально-познавательные игры по произведениям писателей, встречи с интересными людьми. В рамках Международной акции «Музейная ночь» регулярно проходят общешкольные этнофестивали и т.д. Коллеги и ученики Ю.А. Мундукиной с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях.

– Юлия Альчиновна, вы счастливый человек?

– Считаю, что да. У меня замечательные дети, внуки, любимая работа, дружный, хороший школьный коллектив.

Впрочем, ценят ее не только ученики. За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса и многолетний добросовестный труд в области образования Ю.А. Мундукину неоднократно награждали грамотами Управления образования Горно-Алтайска, Почетной грамотой РА, грамотами Министерства образования и науки РФ. Дважды она становилась победителем федерального конкурса ПНПО «Лучшие учителя России», отмечена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Является победителем конкурса лучших учителей России по приоритетному национальному проекту «Образование», федерального конкурса на присуждение денежных премий лучшим учителям Республики Алтай за достижения в педагогической деятельности в 2019 году.
А буквально на днях за многолетний труд Ю.А. Мундукина была удостоена звания «Заслуженный учитель России».

Уважаемая Юлия Альчиновна! «ЗА» поздравляет вас с этим событием и желает крепкого здоровья, душевного богатства, новых творческих вершин и неиссякаемой энергии!

Татьяна РУССКИХ
Фото из личного архива Ю.А. Мундукиной

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...