Открытие выставки одной картины – своего рода представление, когда зритель настроен на особенный эффект. Он хочет интриги, эмоций, новизны собственного отклика. Случилось ли это,
когда на музейной «Ночи искусств» посетителям был показан холст «Вечность» Аржана Ютеева? По их реакции автор работы понял, что задумка вполне удалась. Иначе откуда эти слезы
на глазах у некоторых, искренний всплеск теплых аплодисментов, и почему сам он, сняв белый занавес с картины и открыв своих героев публике, до трепетных чувств исполнился таким неожиданным даже для себя самого сильным волнением?
Ты теперь моя…
Чистый воздух вдохнула в меня!
Ты любимая моя,
Счастье, подаренное судьбой…
Я тебя никому не отдам…
Так звучит в переводе с алтайского припев из песни Виктора Малчинова, которую он исполнял на открытии картины. Это музыкальное обрамление превратило презентацию в действо. Зритель аплодировал, проникался, чувствовал. Так зажила своей жизнью «Вечность» Аржана Ютеева – работа с сюжетом о любви. Холст, акрил, сто шестьдесят на сто восемнадцать, нестандартная рустикальная рама, присутствие высушенных травинок для создания дополнительного эффекта трехмерности. Гармонически выверенная работа: удачно найденная композиция, прекрасное техническое исполнение до подробной реалистичной прописанности деталей, максимально точное эмоциональное воплощение идеи. В ней есть все, чтобы нам осталось энергетически осязать, что художник по-настоящему наполнил сердцем эту картину.
…В теплых лучах дневного осеннего солнца, падающего на лица и фигуры молодого воина и его избранницы, крепко обнимающей его за плечи, таится какая-то грусть, словно с закатом случится разлука. Легко читаемые чувства на лицах героев являют, и нам так хочется верить в это, сильную и глубокую историю. Дыхание картины – в ее свете. Это точно найденный колор общего света, напитывающего сюжет, и тонкий лирический свет, пульс которого мы ощущаем. Взгляд воина словно видит будущее, а глаза девушки наполнены нежностью, мольбой и преданностью. Она обнимает его так крепко, словно жаждет вступить в серьезный спор с самой судьбой. И если воину предстоит пуститься в путь, то ей – испить свою женскую долю, смесь слез, молитвы и терпения, иссушающего глаза точно осень саму траву. Ах, не наше ли время нашептало художнику эту историю?
– Меня, конечно, спрашивали после презентации, – рассказывает Аржан Ютеев, – специально ли я написал эту картину в период сегодняшних непростых событий. Но это стало удивительным совпадением. История создания работы всегда начинается с идеи, которая внутренне детально прорабатывается, и в случае с «Вечностью» она началась не в этом году.
…Я не занимался станковой живописью с 2020 года. Время уходило на арт-объекты для манжерокского парка «Хранитель Большого Алтая», на украшения фасадов домов в городе портретами наших известных деятелей культуры – Л. Кокышева, Г. Чорос-Гуркина, Н. Улагашева. В это же время моя передвижная выставка «Алтай. Зов предков» была показана в Иркутске, Омске и Новосибирске. В нее вошли картины, выполненные мной еще во время пребывания в Красноярске…
Идея «Вечности» возникла полтора года назад. Была продумана концепция, создан эскиз. Уже тогда мне хотелось исполнить ее и показать на Музейной ночи. Но события с пандемией прикрыли эту возможность, да и моя занятость помешала сразу воплотить задумку. В результате начал ее писать за три дня до начала объявления частичной мобилизации. И эти первые три дня очень насыщенно работал. Новость, признаюсь, выбила меня из колеи, но вскоре я продолжил творить. Спустя месяц картина была закончена. Соглашусь, она получилась довольно символичной.
И в этой работе я продолжаю двигаться в своем стиле. Тема воинов и принцесс остается, и для меня всегда важно подать ее через то понимание красоты, которое есть во мне. Знаете, что предшествовало идее этой картины? Как-то наткнулся на статистику разводов по нашей республике и был просто шокирован. Тогда мне и захотелось поднять в своем творчестве тему любви и семейных ценностей, к которой очень серьезно отношусь. Отраженная в алтайских мифах и легендах, она заставила меня воплотить историю, в которой герой, спасающий родную землю, непременно женится на своей возлюбленной, и они живут долго и счастливо. Парность связана с самой природой мироздания, она из энергий, которые могут существовать только вместе, и мужское без женского, или наоборот – никак. Я думаю над этим и вижу, как поверхностно сегодня воспринимаются многими эти вещи. Поэтому мне хотелось бы продолжать воплощать свои переживания и мысли в этом направлении, чтобы менять зрителя внутренне, ведь преображение человека и есть задача искусства.
Мои родители – первые зрители создаваемых работ. Они абсолютно меня поддерживают. Все взаимосвязано, и поднятая в «Вечности» тема – это и их любовь и взаимное уважение, которые перетекли через меня в сюжет. Мои родители для меня пример. Они все время вместе…
Также художник поделился чувствами, которые возникли непосредственно на презентации. Признался, что было опасение: вдруг картина не понравится, но творил, вдохновляясь историей Архипа Куинджи, который когда-то впервые удивил публику, представив на суд ценителей живописи свою работу «Лунная ночь на Днепре».
Не ожидал, что эта выставка вызовет ажиотаж. Более того, я сам внезапно оказался в сильном изумлении, когда мой друг певец Виктор Малчинов синхронно с открытием работы исполнял свою песню «Ты моя», и она словно заставила картину светиться изнутри. Все произошло так, будто своей песней он описал сюжет этой истории. Для меня этот момент был неожиданным в своей пронзительности. Я видел, как некоторые люди плакали и ощущал свои собственные слезы. Уверен, что в эту минуту и сама песня для многих зазвучала по-новому. Спасибо ему огромное за участие в презентации!
Выставка продлится до 3 февраля следующего года. Хочу передать благодарность всем, кто поддержал мой проект. Результат порадовал! Огромное спасибо моим родителям, близким людям, а также коллегам, которые помогали конструировать стену для презентации работы. Всех приглашаю увидеть этот холст воочию!
Екатерина БАЖЕНОВА, специально для «Звезды Алтая»
Фото: Урсула Рыкова