Маленькие истории. «Страница истории Горного Алтая»

Дата:

К газетам отношение у нас часто небрежное. Нужны они, чтобы прочитать о событиях дня, потом про этот листок бумаги забывают. Пригодится он ещё не раз: что-нибудь завернуть, протереть, подстелить куда-нибудь. Но проходят годы, и газета становится ценной именно тем, что в ней сохраняется дух времени. Многое забывается, а пожелтевшая, разорванная в некоторых местах газета напомнит о прошедшем. Листать старые газеты очень интересно. Встречаются знакомые лица: молодые, весёлые, задорные. И хочется вздохнуть: ах, какими мы были!

А молодое постсоветское поколение, познакомившись с заголовками статей, узнает, как жила страна, что волновало людей, о чём думали и писали.

Мы открываем новую рубрику «Маленькие истории», где будем публиковать интересные статьи и письма из старых номеров «Звезды Алтая». Интересно, какие события освещались в августе 56-го, а о чём писали в феврале 1969-го… Почитаем вместе?

Так, в номере за 15 октября 1950 года напечатана статья под названием «Страница истории Горного Алтая (О раскопках больших курганов)».

Страница истории Горного Алтая 
(О раскопках больших курганов)

Горно-Алтайская — экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук СССР четвертый год производит раскопки больших курганов с каменной наброской, освещающих одну из блестящих страниц истории Горного Алтая.

Время сооружения исследуемых курганов — середина первого тысячелетия до нашей эры, следовательно около 2500 лет тому назад. Несмотря на то, что все до сих пор вскрытые курганы еще в древности были ограблены, благодаря наличию вечной мерзлоты, образовавшейся под каменной их наброской, в них хорошо сохранились не только различные изделия из меха, кожи, дерева, всевозможные ткани, но и бальзамированные тела захороненных людей, трупы лошадей. По сохранности захороненного и научной их ценности с горно-алтайскими курганами могут соперничать только знаменитые египетские пирамиды.

Нашими раскопками установлено, что население, оставившее после себя курганы с каменной наброской на их поверхности, по своему физическому типу близко к типу современного коренного населения Горного Алтая и восточного Казахстана и может рассматриваться как отдаленные предки алтайцев и казахов.

Культура этого населения была общая с культурой прочих скифосакских племен, культурой господствовавшей в течение шести столетий (с восьмого по второй век до нашей эры) на огромных пространствах степей и предгорий от Карпат на западе, до Памира, Тяньшаня, Тарбогатая и Алтая — на востоке.

Население Горного Алтая в те времена вело оседлый, по преимуществу, образ жизни, занимаясь главным образом, скотоводством, отчасти охотой. В большом количестве разводились лошади, крупный и мелкий рогатый скот. Особо следует отметить наличие (помимо малорослых лошадей и слабо жирнохвостых овец) замечательных высокопородных коней, не уступающих прославленным древним баскам — коням Парфии и Бактрии, а также весьма тонкорунных овец, по качеству шерсти не уступающих самым тонкорунным современным породам овец. Разводились также козы, коровы и яки. Из зверей добывались лоси, северный и благородный олень
горные козлы и бараны, кабаны; из пушных зверей — соболь, горностай, белка, степные кошки, барсы и по-видимому леопарды, которые водились в предгорьях Алтая.

Основным средством передвижения служил верховой конь. Во всех без исключения могилах того времени, независимо от того, имеем ли мы дело с захоронением мужчин или женщин, богатых или бедных, везде вместе с людьми захоронены и кони, причем в богатых захоронениях встречаются по 14 — 16 лошадей не только с узлами, но и обязательно с седлами. Тем не менее население пользовалось волокушами, примитивными телегами и достаточно совершенными повозками с дышловой упряжкой четверика коней.

На очень высоком уровне стояла техника обработки дерева, рога, шерсти, кожи и металлов. В те времена на Алтае были уже известны токарный и ткацкий станки; всевозможные шерстяные ткани отличались тонкой выделкой.

При скотоводстве, как основном производстве, при наличии частной собственности на скот, в руках отдельных лиц, родовых старейшин и племенных вождей сосредотачивались значительные богатства, и общественный строй того времени можно характеризовать как время распада родового строя и господства военной демократии. В раскапываемых экспедицией больших курганах мы имеем захоронение родовых старейшин и племенных вождей.

На чрезвычайно высоком уровне стояло искусство, прославленный  скифосибирский звериный стиль. В этом художественном стиле выполнены почти вое бытовые предметы вплоть до воевозмолятых украшений конской упряжи, богатых орнаментов, которыми разукрашены одежды. Принадлежность алтайцев в рассматриваемое время к скифской культуре подчеркивается не только общностью хозяйственного быта, Одежды, искусства, но до мельчайших подробностей общностью обычаев таких, как обряд погребения, скальпирования убитых врагов, бальзамирования тел знатных лиц — племенных вождей.

Помимо исключительного значения, какое раскопки Горно-Алтайской археологической экспедиции имеют для восстановления истории культуры народов СССР, их мировое значение заключается в том, что они устанавливают международные связи в эти  отдаленные времена населения Горного Алтая с передовыми культурами Передней Азии и Дальнего Востока. В раскопках курганов нами впервые найдены древнейшие переднеазиатские (персидские и мидийские) шерстяные ткани и бархатные ковры, шелковые китайские ткани, и бронзовые зеркала эпохи Чжоу.

В настоящее время экспедиция производит раскопки двух курганов в среднем течении реки Каракол, близ селения Кулада, на урочище Таш-Алар. Вскрыт малый курган, мерзлота в котором не простиралась до дна  могильной ямы и поэтому сохранность захоронения оказалась очень плохой. Там в колоде обычного типа был захоронен юноша лет 18 с отрубленной (вероятно в бою) головой и с ним 10 коней. От конской упряжи сохранились только украшения из листового золота; из прочих вещей — лоскуты очень тонкой работы шелковой ткани, красный и черным лаки, украшавшие головной убор, мелкие золотые украшения одежды. Особенно интересна находка ромбических со втулкой роговых наконечников стрел, сближающих культуру Алтая с культурой того же времени Саян, в частности Минусинских степей.

Совершенно особый интерес представляет сильно поврежденная грабителями крышка колоды с наружной поверхности сплошь покрытая резными изображениями тигров, лосей, горных баранов, кабанов. Стиль этих изображений весьма близок изображениям в эрмитажных знаменитых скифосибирских золотых бляхах и весьма возможно, что данный курган окажется древнее раскопанных в Улагане Пазырыкских курганов, относящихся к 5 — 4 векам до нашей эры.

Профессор С. РУДЕНКО, начальник Горно-Алтайской археологической экспедиции института истории материальной культуры Академии Наук СССР.

На фото обложки слева направо: С.И. Руденко, Н.М. Руденко, Н.Н. Новоуспенский, В.М. Сунцова. 1950 г. Источник: https://www.vtourisme.com

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале «Звезды Алтая».

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Аналитика МТС: в 3 раза вырос мобильный трафик участников Эл-Ойына в Республике Алтай

Цифровая экосистема МТС проанализировала мобильный трафик участников Межрегионального праздника...

Туту мастерская для алтайских отельеров прошла на курорте Сбера «Манжерок»

Альянс отельеров Алтая курорта «Манжерок», объединивший объекты туризма Республики...

По иску прокурора суд лишил сельчанина водительских прав из-за поддельных документов об обучении

По иску прокурора Горно-Алтайска суд прекратил право управления транспортными...

Добро пожаловать, ребята!

17 июля в Горно-Алтайск прибыла группа детей из Монголии...