Заботы Бешозёка

Дата:

Жизнь в селе Беш-Озёк в целом мало отличается от той, которую в республике можно наблюдать повсеместно. Как рассказал глава поселения Мерген Быкин, основная часть жителей заняты в сельском хозяйстве – тут действует около 40 крестьянско-фермерских хозяйств. В подворьях разводят коров и лошадей, мелкий рогатый скот.  Кстати, по поголовью домашних животных Беш-Озёк наряду с соседней Шыргайтой давно лидерствует в Шебалинском районе. Сенокосных угодий, пастбищ и пахотных земель здесь в достатке: более двадцати лет назад площади бывшего совхоза сельчане разобрали по паям.  Участки обрабатываются сельхозтехникой, что имеется в частных руках. У кого-то трактора, косилки, у других – грабли, пресс-подборщики.  Фермеры стараются помогать друг другу, в страду объединяют усилия – иначе в деревне не вытянешь.

– Нынешнюю зиму пережили без особых трудностей. Сена запасли достаточно, поэтому покупать его за пределами региона не пришлось, как это часто практикуют в других районах, приобретали только фураж и комбикорма, – сообщил Мерген Валерьевич.

В Беш-Озёке немало новых домов, построенных добротно и со вкусом. Почти каждую усадьбу дополняет алтайский аил, выполненный с индивидуальным подходом.

– У нас много молодых семей, при необходимости выделяем им участки под ИЖС. По окончании школы молодежь уезжает учиться и работать в разные города. Но со временем большинство возвращаются в родные места, – продолжил свой рассказ глава.

С заготовкой древесины в последние годы стало туговато, деляны выделяют далеко в горах, в труднодоступных местах. Если удается до них добраться, то валят лиственницу и ель. В селе несколько пилорам, на которых обрабатывают преимущественно давальческий лес.

Функционируют средняя общеобразовательная школа, детсад, почтовый и фельдшерско-акушерский пункты. Между тем медицинские услуги сельчане получают ещё в Барагаше, что в 25 километрах, где есть участковая больница. Но к узким специалистам приходится обращаться в райцентр, до которого почти 130 км, или же в город. Всё бы ничего, ведь сейчас в каждом дворе по два автомобиля, скажет обыватель. Но дело в дороге, а вернее сказать, в её удручающем состоянии.

Уже много лет на всех уровнях говорят о том, что отрезок трассы от Черги до Усть-Кана через Чакырский перевал ужасного качества, что его надо ремонтировать, а лучше – построить заново. Если в холода, так сказать, «по зимнему асфальту» – укатанному снегу пусть без особого комфорта, но еще можно как-то ездить, сейчас же, в весеннюю распутицу, это просто адское испытание! Бесконечные ямы, грязь, слякоть. О какой экстренной или скорой медицинской помощи тут говорить?

Поэтому местные жители, не испытывая судьбу, по своим делам (в банк, по магазинам и т.п.) отправляются чаще в Усть-Кан, до которого всего 30 км. На этот путь они тратят около часа с уверенностью, что решат запланированное.

Улицы внутри села администрация в прошлом году пыталась привести в порядок. Завезли 15 КамАЗов гравия, кое-где сделали отсыпку.

– Ну что это? Капля в море, – посетовал глава. – Собственной техники у нас нет. Вынуждены нанимать. Каждый год вызываем из района грейдер, тот пройдется разок-другой, но положение от этого не меняется. А ведь всё это денег стоит. В сельском бюджете чуть более двух миллионов рублей в год, этого ни на что не хватает.

Вдобавок проблему селу из года в год создают наледь и паводок. «Беш-Озёк» с алтайского означает «пять логов». Он и стоит на стыке пяти ложбин, из которых стекают небольшие речушки, образующие одну покрупнее с названием Песчаная.  Далее она бежит через Алтайский край и затем впадает в Обь. Местность, на которой расположена деревня, относительно ровная, но почва тут плотная, суглинистая  –  стекающие с гор от таяния снегов воды подолгу застаиваются на поверхности, отчего в сезон оттепели угроза разлива и подтопления тут присутствует постоянно.

– Эту опасность можно предупредить, но опять требуется спецтехника. Справляться с отводом воды помогают в основном фермерские трактора, – рассказал Мерген Быкин.

В общем, дороги – это давняя большая беда бешозекцев. Но появилась ещё одна. 

Жителей озаботил запрос, поступивший в декабре 2022 года в Шебалинскую районную администрацию от ООО «СИМ-ТРЕЙД», которое интересовалось наличием объектов, представляющих культурную и историческую ценность, расположенных в границах участка недр Верх-Песчаной площади. В запросе отмечалось, что коммерческая организация намерена получить лицензию на осуществление геологического изучения в целях поиска золота на указанной территории.

Как выяснилось, в верховьях речушек, что в окрестностях Беш-Озёка, а также на прилегающих усть-канских землях о месторождениях с наличием прогнозных ресурсов драгоценного металла стало известно в середине прошлого века. Сведения об этом занесены на Единую карту недропользования России.

В наших условиях геологическое изучение подразумевает поиск и оценку запасов с использованием горного оборудования и землеройной техники. Данный вид работ имеет непосредственное влияние не только на природную составляющую, из-за чего может пострадать животный и растительный мир, а также в целом на сложившийся традиционный уклад жизни местного населения и этнокультурный компонет.

По стране известны сотни фактов, когда поисковые лицензии получают недобросовестные соискатели и дилетанты. Золотодобыча – специфическое и сложное дело, требующее профессиональных знаний и опыта. Роснедра уже несколько последних лет практикуют рассмотрение заявок по заявительному принципу, а не на основе конкурса, обеспечивая равные возможности всем юрлицам и гражданам в получении лицензий. Таким образом, право на то, чтобы найти и добывать полезные ископаемые может быть предоставлено любому.  Вероятность завладеть «кусочком золота» привлекает множество компаний, образованных зачастую специально для лицензирования этой деятельности.

Нередко за душой у них, кроме желания быстро разбогатеть, нет ничего, чтобы приступить к освоению участка, – как правило, один учредитель, уставной фонд в 10 тысяч рублей, ноль специалистов и отсутствие оборудования, а на счете – кредитные деньги, взятые в банке «напрокат» на несколько дней, чтобы удостоверить свою финансовую состоятельность.   

Заполучив разрешительный документ, фирмочку выставляют на продажу. На специализированных сайтах наблюдается бойкая торговля с объявлениями типа: «Продам ООО с лицензией на геологическое изучение (поиск и оценка россыпного золота) в …крае». Цена на подобное «предприятие» без активов, специалистов и оборудования стартует от десятков миллионов рублей.

Но это ещё не всё.  «Новички», действительно желающие попытать счастья, заходят на рынок без должного понимания сложности процессов поиска, разведки и добычи, экологических мероприятий, включающих рекультивацию использованных земель. Основная масса вновь созданных предприятий ведет горные работы с множественными нарушениями, пользуясь тем, что из-за труднодоступности их деяния невозможно проконтролировать.

Из средств массовой информации известно, что экологическая обстановка в районах действия золотодобытчиков на россыпях значительно ухудшается. Возьмем, к примеру, территорию Сибирского федерального округа. Здесь выявлены многочисленные случаи загрязнения рек суммарной протяженностью на данное время около 3 тыс. км. Специалисты в области охраны природы считают, что подобное происходит из-за полной некомпетентности недропользователей, получивших лицензии.    

С учетом подобных историй возможный поворот событий, связанных с разработкой месторождения золота на участке недр Верх-Песчаной площади, никак не утраивает местных жителей. 27 декабря 2022 года состоялся сход села. На прошедшем собрании жители единодушно решили обратиться в вышестоящие органы власти с просьбой предотвратить работы и не выдавать лицензии на право недропользования  в границах вышеназванного участка.

Как сообщил М.В. Быкин, в январе аргументированное письмо от имени 260 граждан, приписанных в с. Беш-Озёк, было направлено в том числе в Департамент по недропользованию по СФО.

В данном обращении приведены эколого-экономические и этнокультурные обоснования, указывающие, что работы по геологическому  поиску приведут к нарушениям российского и республиканского законодательства: о защите краснокнижных животных и растений, о конституционных правах представителей коренного алтайского народа республики на сохранение этнической самобытности, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Кроме этого отмечено, что на заявленных для недропользования землях 19 крестьянско-фермерских хозяйств имеют площади с зарегистрированным правом владения, пользования и распоряжения участками сельскохозяйственного назначения.  Собственники круглогодично используют их под пастьбу скота, сенокошение, пахоту. Здесь размещены летние и зимние животноводческие стоянки с жилыми домами, скотными дворами, хозпостройками для хранения сена и зерновых кормов. 

«В нашем селе  население живет за счет животноводства. Обозначенные для изучения территории заняты паевыми сельхозземлями, где содержится скот, возделываются кормовые культуры. Кроме того, указанные участки расположены у устьев рек. Даже просто ограничение доступа к источнику воды может сделать невозможным ведение хозяйственной деятельности КФХ. А так как  в процессе  кучного выщелачивания для получения золота применяются ядовитые вещества (цианид и другие), то реки будут отравлены. Ухудшение экологической ситуации больно ударит не только по экономическому состоянию, но и по физическому здоровью населения», – подчеркивается в обращении.

К тому же неизвестное бешозекцам ООО «СИМ-ТРЕЙД» не внушает доверия по поводу того, что эта компания способна продемонстрировать стабильную работу, создать высокооплачиваемые рабочие места, внести существенный вклад в социально-экономическое развитие как района, так и республики в целом. Исходя из сведений, представленных в интернете, данная коммерческая организация была образована в 2011-м в Барнауле, в 2016-м внесена в реестр СМСП как микропредприятие. В арсенале её видов деятельности, судя по ОКВЭД, на первой позиции – «торговля оптовая лесоматериалами, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием». «Добыча руд прочих цветных металлов» тоже указана в длинном перечне.

В рамках реализующейся в нашем регионе госпрограммы «БКД» сельчанам пообещали качественную асфальтированную автодорогу: в 2023-м – на отрезке Усть-Кан – Барагаш, а в 2024-м – на участке Барагаш – Черга.

О промыслах артели старателей в низовьях реки Песчаной на территории соседнего края местные жители хорошо наслышаны и совсем не желают, чтобы подобное случилось на их малой родине.  

Как будет решен вопрос с добычей золота здесь, пока неизвестно.

Редакция также ждет ответ на свой запрос, направленный в Роснедра.

Наталия МАНЫШЕВА

Фото автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Манжерок» стал площадкой для съемок детского трэвел-сериала

Алтайский курорт привлек внимание юных кинематографистов. В досуговом центре...

На смену курортному сбору

С 1 января 2025 года в России начнет действовать...

Завершилось обучение самозанятых по профессии «Кондитер»

14  ноября в Горно-Алтайске завершилось проведение обучающего курса по...

«Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

«Ростелеком» запустил специальную акцию «Навсегда»: клиенты могут подключить все...