15 февраля 2024 года исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. В Республике Алтай память о «необъявленной» войне хранят воины-интернационалисты, которых, к великому сожалению, с каждым годом становится все меньше. Среди них ветераны-пограничники, воспоминания которых вы прочтете в этом архивном материале 2022 года, который публиковала «Звезда Алтая» накануне 32-ой годовщины вывода наших войск из ДРА.
Афганистан – особая страница в истории отечественных погранвойск
Казалось бы, давно это было, но эхо «афганской» войны до сих пор не стихло. Каждый год 15 февраля по всей России проводятся мероприятия, цель которых – не дать утонуть нашей памяти об этой 10‑летней войне в ворохе современных событий и информационного шума.
Первыми столкнулись с афганскими вооруженными отрядами оппозиции советские пограничники. Практически сразу же после апрельского переворота 1978 года в Афганистане вспыхнула гражданская война, и государственная граница Афганистана с СССР превратилась в «горячую черту».
Для погранвойск КГБ СССР на афганской территории была установлена специальная зона ответственности глубиной в 100 километров на стыке трёх границ – СССР, КНР и Афганистана. Служба пограничников при этом велась с двух сторон государственной границы, поскольку практически все афганские погранпосты были разгромлены.
Весной 1980 года была проведена первая крупная военная операция «Горы-80» по зачистке от мятежников приграничной полосы северной части горного Бадахшана. Область зачистки доходила в глубину до 10 километров на протяжении более 150 километров: от моджахедов были очищены все кишлаки в области этой зоны. По завершению операции в некоторых населенных пунктах выставлены новые пограничные гарнизоны.
В дальнейшем, только в течение одного года были проведены такие значительные операции, как «Зима 80», «Весна 80», Лето 80», «Осень 80», «Баламургаб», «Руслан», «Мармоль» и другие.
Прикрывая важные объекты жизнедеятельности в кишлаках, контролируя маршруты возможного перемещения боевиков и грузов с оружием, пограничники поддерживали тесные связи с афганскими ХАД (служба государственной безопасности) и Царандоем (министерство внутренних дел), а также помогали афганским пограничникам продовольствием, медикаментами и боеприпасами.
В период с 1981 по 1986 годы советские пограничные спецподразделения провели более 800 операций. Параллельно они же проводили целенаправленную идеологическую работу среди колеблющихся группировок моджахедов, и эта стратегия давала конкретные результаты. Из боевиков, перешедших на сторону правительства Афганистана, формировались национальные батальоны.
В третий период боевых действий в Афганистане (1988-1989 годы) пограничники помогали обеспечить безопасный вывод из страны частей 40-й общевойсковой армии Вооруженных Сил СССР.
Никто правдивей не расскажет…
Главными и единственно правдивыми рассказчиками являются непосредственные участники тех событий. В ветеранской организации пограничников Республики Алтай «Рубеж» состоят пятнадцать афганцев. Предлагаем вашему вниманию воспоминания некоторых из них.
Евсеев Владимир Иванович. Полковник в отставке. Участник боевых действий в Республике Афганистан в 1982-1984 гг командир внештатной группы быстрого реагирования. Ныне проживает в г. Горно-Алтайске.
«В 1981 году назначили меня начальником заставы «Куплетин» Пянджского погранотряда. Приехали мы с женой на заставу. Начальника уже не было – он торопился, уехал – Юдин Николай. Его ждали в качестве начальника штаба ДШМГ, чтобы начать пограничную операцию на территории Афганистана. Через месяц он погиб.
Заместители и старшина заставы тоже были в Афганистане, так что в особенности участка, организацию охраны границы вникал самостоятельно. Первое, так сказать, «знакомство» с Афганистаном произошло там же, буквально в первые два часа. Жена выносила мусор, а по ней с той стороны открыли огонь из пулемёта…. Я в первые секунды не поверил, что стреляют у нас. Выскочил: «Что случилось?» А она залегла, ее не видно и говорит: «В меня стреляли». Прямо напротив заставы, через речку Пяндж, стоял жандармско-полицейский пост, но они его бросили. Мы эту точку сию минуту зачистили.
Стычек с перестрелками много было на этом участке. В 1982 году новый начальник отряда – Романов Юрий Васильевич – олимпийский чемпион по водному поло, между прочим, приехал как-то на заставу и сказал: «Мне такие боевые офицеры нужны» и началась моя афганская эпопея. Хотя это сильно сказано, наверное. Романов создал внештатную группу быстрого реагирования и меня, на тот момент старшего лейтенанта, назначил ее начальником. Задания были разными, первое такое – мы отвечали за жизнь и безопасность начальника Пограничных войск КГБ СССР генерала Александра Матросова в его поездке по советско-афганской границе в 1982 году».
Казанцев Владимир Павлович. Подполковник военно-медицинской службы. Участник боевых действий в Республике Афганистан в 1986 г. и в 1988-1989 гг. Возглавлял военно-медицинскую службу Оперативно-Войсковой Группы Краснознаменного Восточного Пограничного округа. Ныне проживает в г. Горно-Алтайске.
«В Гульхане (название кишлака) стояла автоперевязочная – сразу за расположением гарнизона, она предназначалась для помощи местному населению. Еще один медпункт был внутри территории гарнизона.
Местные обращались часто. Был такой случай. Привезли молодую женщину. Я впервые увидел такую красоту! Тонкие черты лица, огромные глаза, изящная. Её покалечил местный царандой (полицейский). Пытался взять ее силой, не получилось, и он из автомата перебил ей ноги. Он потом в банду сбежал.
Одну ногу спасти не удалось, пришлось ампутировать. Лазарета не было, оставить женщину на уход – никакой возможности. Жили они за 5-6 километров от Гульханы. Муж принес ее через пять дней после операции на руках. Швы загноились. Я его ругаю по-русски, конечно, от души. Местный начальник разведки, афганец, учился в Союзе, спрашивает: «Ты чего его ругаешь?» Объясняю. Он что-то говорит мужу. Спрашиваю: «Что ты ему сказал?» «Сказал: еще раз доктор наругает, я тебя расстреляю!». Много было разного…. И взрослые страдали, и дети».
Толкочоков Николай Курешевич. Подполковник в отставке. Участник боевых действий в Республике Афганистан в 1983-1984 гг. и с 1986 по1989 гг. Начальник 1-ой десантно-штурмовой заставы 48 Пянджского пого. Ныне проживает в г. Горно-Алтайске.
«Я наград для своих солдат не жалел. Практически все имели медали «За особые заслуги», «За воинскую доблесть», 8 человек были награждены Орденом Красного знамени. Мне говорили, мол, «дешевую популярность зарабатываешь». Батя мой всю войну прошел, был ранен, а боевых наград у него почему-то не было. И про своих парней я думал: закончится война, вернётся парень домой, что своим покажет?
Про «популярность» вот что скажу. Был как-то бой в горах, под Архаджой. Задача – взять высоту. Я тогда, честно скажу, струсил. Только десантировались и по нам пулемёт забил. Мы залегли. Думаю: вот сейчас голову подниму, и пуля сюда войдёт, и прямо представляю себе это. Еще мысль дурацкая в голове: «Если меня убьют, кто жену мою возьмёт?!» В общем, сам себя напугал. Потом ракетницей показали расположение стрелка того и его реактивным снарядом «бахнули» наши.
Высоту взяли. В какой-то момент я поднялся в атаку. Что меня подняло, какая сила, не знаю, но солдаты за мной пошли. Я им потом говорю, что на самом-то деле боялся, а они в ответ: «Мы тоже». С тех пор отношения между нами изменились. Парни стали обращаться ко мне не по званию, а называть «командиром»…
Борзёнков Алексей Александрович. Ефрейтор срочной службы. Наводчик-оператор БМП. Участник боевых действий в Республике Афганистан в 1986-1987 гг. Ныне проживает в с. Манжерок Майминского района Республики Алтай.
«В Афганистан мы убывали осенью 1986 года со срочной службы. Призвался в 1985 году в Краснознамённый Хасанский пограничный отряд. Почти сразу направили на обучение в Князе-Волконское училище, на оператора-наводчика БМП и в это время на наших глазах мотоманевренная группа отряда улетела в Афганистан.
Так что уже через полгода мы проходили боевое слаживание на базе отряда в г. Посьет. Это был июнь 1986 года, а уже в июле мы вылетели в Термез – примерно 300 пограничников. Акклиматизация, жара страшная, служебные собаки гибли от температуры. Встали в Керках – ремонтировали побитую в боях технику, получали новую, загрузили потом ее на эшелон до Курган-Тюбе (город в Таджикистане) и оттуда своим ходом через Пяндж двинулись в учебный пункт Халкояр. Там снова месяц боевого сплочения, готовка.
Наша группа потом сменяла другую мотоманевренную группу, прикрывала их выход через ущелье Дивари-Танг, прочесывали кишлаки, участвовали в засадах, рейдах, контролировали дорогу, обустраивали быт на «точке» – даже бассейн выкопали, благо, родники били. Вода же там на вес золота.
Остаться на сверхсрочную никто почти из нашей группы не захотел. Очень соскучились по дому. Помню, забирают нас – распланировано кто какого числа улетает – а взлетка была далеко, и вот бегу к вертолету последним, а он уже от земли оторвался. Пилоту кричат, что еще одного забрать надо, он задерживает машину, я тороплюсь, закидываю дипломат с вещами, он ударяется о дверь и раскрывается… И все что там было, летит вниз – ну, принадлежности там всякие, типа полотенца. Но самое главное – фотографии! Так что улетал я расстроенный.
С ребятами из группы общаемся, да! Группу создали в WhatsAрp, переписываемся. Они, кстати, очень любят Алтай, уже кто только в гостях у меня не побывал!»
За десять лет ведения боевых действий через Афганистан прошло свыше 62 тысяч пограничников. Более 500 человек из них погибли непосредственно в бою при проведении спецопераций, 7 удостоены высокого звания «Герой Советского Союза», двое из которых – посмертно.
Об участии в войне в Афганистане пограничников, сотрудников КГБ СССР сказано, возможно, до сих пор недостаточно. А между тем герои «необъявленной войны» – рядом, и им есть, что рассказать и сегодняшним защитникам Отечества, и будущим о том, как чувство «Родины за спиной» заставляло и рисковать, и принимать неравный бой, и выходить из него победителями.
Подготовлено пресс-службой ПУ ФСБ России по РА