Зеркала Козырева и небесные диктовки

Дата:

Как не угодить в ловушку новой религиозности?

Мы живем в непростые времена, когда под угрозой находятся наши традиции, духовность и нравственность. А потому необходимо открыто говорить о вызовах, с которыми приходится сталкиваться. В интервью с доцентом, кандидатом исторических наук, религиоведом, председателем Центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований РА Риммой Кушнерик мы затронули тему изменения религиозных традиций в современном обществе.

– Римма Арнольдовна, расскажите сначала о себе. Откуда вы родом? Где и у кого учились? Почему решили заняться столь непростой и достаточно специфической сферой?

– Я родилась в Онгудайском районе. Пошла в школу в Туекте. Потом обстоятельства сложились так, что родители переехали в Алтайский край, все свое дальнейшее образование я получила там.

Обучаясь в Алтайском государственном университете, специализировалась по истории религии, а выпускная работа спустя шесть лет обучения была связана с темой бурханизма. После окончания пятого курса, когда был создан факультет политических наук, меня пригласили лаборантом на кафедру теологии. Кстати, это была первая такая кафедра, созданная за Уралом. За время работы на трех кафедрах (теологии ФПН, востоковедения истфака, философии Аграрного госуниверситета) разработала и читала много курсов, все они были связаны с религиозными системами и их эволюцией, культовыми практиками, эзотерическими учениями и т.д. Над диссертацией работала под руководством д.и.н., профессора В.А. Моисеева, тема была посвящена дипломатическим отношениям между Джунгарией и Россией. После защиты получила звание доцента религиоведения и теологии.

Состояла в Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю. На данный момент мои научные интересы находятся в области новых религиозных движений и культов XX – XXI веков. Занимаюсь изучением процессов, связанных с проблемами религиозного мотивированного экстремизма, межнациональных и межконфессиональных отношений, верований и традиций народов Центральной Азии, истории, культуры и литературы религий Востока. С 1991 года участвую в полевых религиоведческих исследованиях нашего региона. Приобретенные знания дают мне возможность понимать многие процессы, происходящие в целом в религиозном мире, а также непосредственно у нас в республике.

– Несмотря на существование официальных мировых религий, жители региона нередко ищут для себя «альтернативные варианты» в виде нетрадиционных учений. Можно ли говорить о том, что религиозная культура среди населения Республики Алтай меняется? И сразу второй вопрос: опасна ли такая тенденция?

 – Начну с ответа на последний вопрос: да, опасна. И сегодня – как никогда. Многие согласятся со мной, насколько важны традиции для каждого народа. Мы знаем, что именно традиционная религиозная культура формирует национальное самосознание и укрепляет духовную связь поколений. Не секрет, что в нынешних реалиях через СМИ и электронные ресурсы мы получаем очень много разной информации, в том числе и направленной на искажение традиционных вероисповеданий и мировых религий.

По сути, против России развернуты полномасштабная информационная вой-

на, настоящий духовный террор, что наносит удар одновременно по личности, обществу и государству. В результате у нас за последние годы образовалась очень серьезная проблема – происходит изменение религиозных традиций народов нашей республики.

– В чем это проявляется?

 – В первую очередь выделю следующее: привнесение инновационных элементов, отрицание предшественников, разрушение устоявшихся представлений и традиционных идей и так далее. Можно сказать, что зачастую происходит «изобретение» религиозных традиций.

Процесс изменения религиозной культуры в республике и стране в целом начался, конечно, не вчера. В 1990-е наше государство пережило религиозный «ренессанс», приведший к значительному росту различных «духовных» движений. Социальные перемены, произошедшие несколько десятков лет назад, привели к постепенному проникновению в общественное сознание новой системы ценностных ориентиров, порой кардинально отличающихся от принятых в традиционных обществах.

В 1990-е и начале 2000-х в Россию пришла так называемая «новая религиозность» – эклектическая смесь отдельных элементов традиционных и мировых религий, восточной мистики, популярных псевдонаучных теорий, многочленных мифов и суеверий. Она никуда не исчезла сегодня, а трансформировалась в нашу действительность, продолжая вовлекать в свое пространство все новых и новых людей, очарованных сладким обманом псевдорелигий и деформированных мифологий. С появлением интернет-технологий это явление достигло просто небывалых масштабов.

– Можете ли вы привести примеры изменения религиозной культуры, характерные именно для нашего региона?

 – Мы живем в уникальном месте, объединяющем представителей разных национальностей, культур и верований. При этом сегодня Алтай как магнит притягивает людей, ищущих свой духовный путь. В этом смысле регион очень интересен для научных исследований. Можно привести немало ярких примеров возникновения религиозных новообразований, одно из них – «небесные диктовки» (контактерство, ченнелинг). Это явление зародилось в недрах движения «Нью Эйдж» еще в 1930-е годы в США, оно подразумевает «общение» с высшим разумом, ангелами, инопланетянами, дельфинами, махатмами, вознесенными учителями. В Республике Алтай зафиксированы группы, практикующие контактерство, их представители утверждают, что получают «послания», например, от Е.И. Рерих. Есть еще группы последователей, которые общаются через «небесные диктовки» с Уч-Курбустаном, высшим разумом, инопланетянами и т.д. Замечены в нашем регионе и представители учения Владимира Павлюшина (Константин Устинов), диктовок Маслова. Здесь мы видим яркий пример влияния религиозных лидеров (идеологов), стремящихся модернизировать традиционные вероучения, приспособить их к новым социальным условиям, даже внешне согласовать с научными данными. Это подтверждается процессом формирования и использования среди последователей особой лексики. Например: «тагылы как стабилизаторы», «вибрации тагылов», «квантовый переход», «энергоцентры-чакры», «ясновидение», «веление нового времени» и т.п.

– Какие еще примеры псевдорелигиозных направлений вы можете привести?

– Многие, наверное, слышали про зеркала Козырева, которые время от времени привозят к нам в республику на моления, объясняя это тем, что «тагылы Алтая являются пунктами космопланетарной трансформации потоков «энергии-времени».

 – Звучит очень заумно…

 – Да, но по факту эти бессмысленные наукообразные речевые конструкции не подкреплены наукой. Сам Николай Козырев (советский ученый и астроном) никакого отношения к ним не имеет. Однако его имя используется для того, чтобы убедить в правильности псевдонаучных теорий. Людям же свойственно находить какой-то смысл в случайном наборе умно звучащих слов. Допустим, «зеркальщики» на полном серьезе утверждают, что путешествуют в зеркалах Козырева на Юпитер с остановкой на Марсе!

В науке принято проводить независимые исследования и проверять ту или иную идею на соответствие реальности. Этого не наблюдается в так называемых «эзотерических группах», представители которых свидетельствуют, что человек якобы обладает способностью беспрепятственно оказываться в любом времени и мире, вступать в контакт с высшим разумом. Если бы такое научно обосновали, то Нобелевская премия была бы обеспечена!

Однако, как бы фантастично ни звучали подобные вещи, находятся люди, которые в них верят. Эта склонность особенно заметна среди любителей псевдонаучных идей.

– Как вы оцениваете ситуацию, связанную с изменением религиозного мировоззрения нашего населения? Что самое важное в решении данной проблемы?

– Если многие регионы России преодолели пик и вышли на другой уровень осмысления религиозной идентичности, скажем, процесса социального конструирования будущего своего внутреннего мира с использованием традиций, то мы просто застряли на определенной стадии с 1990-х годов.

Более того, некоторые последователи со своим приобретенным багажом «игр разума» зашли на политическое поле, породив тем самым внесистемную оппозицию с местным религиозным колоритом.

Я считаю, знание основных особенностей изменений религиозной культуры, причин их возникновения может стать эффективным инструментом решения многих проблем, связанных именно с отношением современного человека к религии. Это поможет выявить существующие в данной области конфликты и вывести на пути их решения.

Любая культура своими корнями уходит в прошлое, становясь памятью народа. Она состоит из элементов, направленных на сакральные и сверхценные идеи, которые формируют мысли, слова, поступки отдельного человека и в целом всего народа. И насколько будет недопустимо проникновение подобных элементов в религиозную культуру, настолько будет возможным сохранение ценностей и норм в том виде, в котором они существовали на протяжении столетий. Выбор и решение остаются за самим народом.

Беседовала

Светлана Костина, газета «Звезда Алтая»

Фото автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Майме чиновник получил реальный срок за хищение бюджетных средств

Майминский районный суд вынес приговор бывшему директору Управления имуществом...

В Усть-Кане прошел республиканский турнир по греко-римской борьбе

26-й традиционный республиканский турнир по греко-римской борьбе, посвященный памяти...

В России стартует доставка новогодней почты

Близится Новый год, а значит, пора писать письма Деду...

Глиняное искусство

В Чемальском районе с сентября нынешнего года при поддержке...