По пути творческого роста

Дата:

Никогда, никогда
ни о чем не жалейте,
Ни потерянных дней,
ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально
играет на флейте,
Но еще гениальнее
слушали вы…
А. Дементьев

Заслуженный работник культуры Республики Алтай, ныне актер Национального драматического театра им. П.В. Кучияка Николай Егорович Багыров родился 11 июля 1952 года в Боочы Онгудайского района. Учась в школе, он активно участвовал в мероприятиях художественной самодеятельности, и потому выбрал себе профессию культработника. После школы поступил в Барнаульское культпросветучилище.
После окончания училища его направили актером в театральную бригаду Областного концертно-эстрадного бюро. Его первые роли – в массовках и в небольших эпизодах. По иронии судьбы в числе тех персонажей был старый аксакал в спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима. Багыров – молодой актер, внешне невысокого роста, небольшой по комплекции, а сыграл непреклонного, жестокого и сварливого старика, последователя всех традиций, до конца борющегося с молодыми. К роли Николай готовился старательно – клеил усы и бороду, тщательно гримировался. Перевоплощение оказалось полным: зрители просто возненавидели этого отрицательного героя. Но как же персонаж отличался от самого артиста – доброго, отзывчивого, старательного…

Постепенно Николай учился актерскому мастерству, стал играть разные роли: пьяницы в кабаке в «Туба» Л. Кокышева, чиновника в «Чехов смеется», аборигена в «Сокровище Сильвестра» А. Вагенштайна и другие. Играл жизненно и правдиво.
В истории театральной бригады случалось немало интересных эпизодов, было много хорошего, ведь все актеры были молоды и старались нести доброе, светлое через свое искусство театра своему народу. И всех их не оставляло желание иметь свой собственный театр.

В роли Джайнака
в «Материнском поле» Чингиза Айтматова

В 1977 году в Горно-Алтайске наконец открылся областной Национальный драматический театр. В нем Н.Е. Багыров вырос в творческом плане и сыграл десятки разноплановых ролей по произведениям местных, российских и зарубежных авторов. Он 18 лет работал там актером и создал за эти годы очень разноплановые роли – младшего сына Толгонай Джайнака в спектакле «Материнское поле» по Ч. Айтматову (первая постановка режиссера Н. Шумарова), трогательного олененка Гобо в «Бемби» Ф. Зальтена, доброго, мудрого старика-фронтовика Еремея в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, Финардо в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега, доброго, но слабого старика Момуна во «Вслед за сказкой» по Ч. Айтматову, поэта, ставящего актуальные жизненные вопросы, в «Мен кем?» по Б. Укачину и т.д. Одна из лучших его ролей – максималиста Олега, который ищет свою дорогу в жизни, в спектакле «В поисках радости» В. Розова, так интересно и колоритно сыгранная. Олег восстает против того, чтобы его брат растрачивал свой талант на приобретение земных радостей. А актерскую работу Багырова в «Женитьбе» Н. Гоголя, где он сыграл Анучкина, отметили московские критики, посчитав одной из лучших в спектакле.
Актер создавал своих героев в мягкой, сдержанной манере, но при этом владел характерностью, комедийностью, иронией. В его игре всегда прослеживался четкий сценический рисунок.

В роли Олененка Габо в спектакле «Бемби»

Он прежде всего алтайский актер, поэтому всегда воплощал в своих ролях национальные характеры: бесправного, беспомощного Содона, который отдает свою дочь Чейнеш за долги в жены байскому сынку, в спектакле «Золотая заря» П. Кучияка, неугомонного секретаря комсомольской организации в «Месяце малой жары» Б. Укачина и М. Назаренко. Этот персонаж очень старается пробудить в молодежи любовь к своему селу, приглашает стариков на комсомольское собрание, чтобы те рассказали, как был организован колхоз… В спектакле «Голова жеребца» Д. Каинчина актер колоритно сыграл бедняка Кепеша, которого в своих целях используют враги колхоза.
Николай Багыров был занят в таких спектаклях, как «Сан башка кижи» А. Адарова, в первом алтайском мюзикле «Женитьба Абайыма» А. Адарова и Е. Пешняка. В создании образов он стремился к психологическому осмыслению и обобщению алтайского характера, черты которого – доброта, трудолюбие, отзывчивость, любовь к своей семье, к своей земле.
Понимая, что ему нужно дальше расти творчески, Николай Егорович вместе с группой алтайских актеров заочно окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. Учеба в ГИТИСе под руководством опытного режиссера народного артиста РСФСР М.М. Новохижина многое ему открыла в актерском ремесле. Казалась, он и дальше будет продолжать совершенствовать свое мастерство.

Но в 1992 году в Горном Алтае появилось телевидение, это было новое явление в духовной жизни региона. И Багыров перешел работать в ГТРК «Горный Алтай». Его творческая деятельность там была плодотворной. С 1992 по 2005 год он работал телеведущим, диктором, теле- и радиожурналистом, был среди создателей и ведущих таких передач, как «Возле очага» («Очоктын jанында»), «Давай поговорим» («Куучындажып короли»), «Сокровенные строки» («Эленчик jолдыктар»).
Работа на телевидении совмещалась с актерскими ролями в радиопостановках режиссера Н.Ф. Паштакова «Слово вечного камня» по древнетюркской поэзии, «Под белыми вершинами» («Монкулер алдында») по Л. Кокышеву, телепостановке К. Ерленбаевой «Тайтынак» по Б. Бедюрову. Н.Е. Багыров также дебютировал в качестве режиссера-постановщика телефильма «Слезы» («Костин jажы») по Т. Шинжину, который получил большой успех среди зрителей. Был режиссером-постановщиком и соавтором (вместе с В.М. Моносовым) серии учебных телефильмов «Эхо веков», посвященных скифскому и древнетюркскому периодам истории Горного Алтая. Им внесен большой вклад и в формирование теле- и радиофонда произведений классиков алтайской литературы, научных и творческих работников республики.
С 2005 по 2011 год Н.Е. Багыров работал литературным консультантом Союза писателей. И здесь его труды оказались востребованы: он устраивал в районах встречи алтайских писателей с читателями в библиотеках, домах культурах, с учащимися в школах. Знакомил сельчан с произведениями писателей и поэтов Республики Алтай, привлекал ребят к литературному творчеству, проводил презентации новых книг.

В 2011 году Николай Егорович возвратился в Национальный драматический театр в качестве актера. За время его отсутствия в труппу влились две актерские студии, участники которых окончили Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, среди них были талантливые актеры, привнесшие новые тенденции в развитие нашего театрального искусства. Это было время молодых людей, новых взглядов на окружающий мир и актерское мастерство, и Багыров должен был за короткий период времени стать с ним вровень. Постепенно, участвуя в массовках, играя небольшие эпизоды, он обрел прежнее мастерство и стал профессионалом. Надо отметить, в каждом театре есть актеры, которые создают фундамент, играя небольшие роли, являющиеся теми кирпичиками, из которых складываются атмосфера за кулисами и взаимоотношения в коллективе. В последние годы актер Багыров стал одним из таких нужных людей. За время работы в театре он создал 15 разноплановых образов – эпизодические роли Аргымая в спектакле «Восхождение на Хан-Алтай», уездного лекаря Х.И. Гибнера в «Ревизоре» Н. Гоголя, учителя-монаха в спектакле «Сыновья Солтона» Б. Бедюрова, Ак-каана в спектакле-эпосе «Маадай-Кара», короля в «Снежной королеве» и другие.

В постановке Эммы Иришевой «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта

Но взаимоотношения Н.Е. Багырова с театром связаны и с другой гранью его таланта. Николай Егорович известен в республике как талантливый поэт. Его стихи, в том числе «Афган уулдарга» («Ребятам из Афгана»), и песни на его слова – «Теленит jанар» («Теленгитская народная песня»), «Боор ло Чаадактын кожоны» («Песни Боора Чаадака») публикуются на страницах республиканской газеты «Алтайдын Чолмоны», альманаха «Алтай телекей», звучат по радио и на телевидении. В театре в последнее время он переводит на алтайский язык пьесы разных авторов, такие как «Лекарь по неволе» Мольера, «Кабай» Ч. Айтматова, переделка «Чейнеш» П. Кучияка и другие, а еще пишет сценарии. Один из них посвящался 75-летию Великой Победы. Из 25 героев Советского Союза родом из Горного Алтая были выбраны десять человек из разных районов – представителей основных национальностей: русских, алтайцев, казахов, а также коренных малочисленных народов. Об их подвигах писали известные советские журналисты и писатели К. Симонов, В. Лидин и другие. Маршал Советского Союза В.И. Чуйков высоко оценил подвиг И.З. Шуклина. На основе очерков об их подвигах и воспоминаний Багыровым совместно с режиссером Э.А. Иришевой написан сценарий о подвигах наших земляков под названием «Боевая слава Горного Алтая», который Эмма Александровна поставила на сцене. Конечно, получилось не все, однако и сценарий, и спектакль можно будет еще доработать.

Н.Е. Багыров постоянно участвует во всех театрально-литературных мероприятиях Алтайского республиканского отделения СТД РФ, Национального драматического театра им. П.В. Кучияка, проводимых в Горно-Алтайске, районах республики и за ее пределами. За вклад в духовную культуру алтайского народа его неоднократно награждали почетными грамотами и благодарственными письмами Министерства культуры Республики Алтай, Государственного Собрания – Эл Курултай и Государственного национального хранилища кинодокументов Республики Саха (Якутия). Ему присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Республики Алтай. В данное время он один из ветеранов театра, прошедший путь от театральной бригады до современной сцены.

Светлана ТАРБАНАКОВА,
кандидат
искусствоведения

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

7 лет лишения свободы получил директор компании за мошенничество с муниципальными контрактами

За неисполнение муниципальных контрактов осужден директор юридического лица к...

В Горно-Алтайске состоялась Всероссийская олимпиада по языкам тюркской группы

С 15 по 17 мая в Горно-Алтайском государственном университете...

Предварительное голосование «Единой России» продолжается в Республике Алтай

Его победители представят партию на выборах депутатов Госсобрания осенью. По...

За незаконную выдачу кредита под залог к ответственности привлечен директор городского магазина

По постановлению прокуратуры города за незаконное предоставление потребительского кредита...