Помните героев поименно,
Внуков, дедов, сыновей, отцов!
Память – это совести икона!
Знайте всех и каждого в лицо.
Дмитрий Лик
Отгремели салюты Праздника Победы. Да, прошло 79 лет, как окончилась Великая Отечественная, но память об этой ужасной, унесшей столько человеческих жизней войне жива до сих пор и, наверное, будет жить вечно!
Те 16 – 18-летние мальчики и девочки, которые защищали свою Родину от фашистских захватчиков на фронтах, в партизанских отрядах, в тылу врага на оккупированной территории, те, кто был в плену у немцев и чудом выжил, те, кто принудительно был отправлен на работу в Германию, сейчас уже убеленные сединой старики, и у них уже такого же возраста внуки и правнуки, какими они были, когда началась
война. А большинства участников Великой Отечественной уже давно нет в живых.
Теперь их потомки, молодые ребята, в зоне специальной военной операции на Украине повторяют подвиги своих дедов, борясь с нацизмом и терроризмом, отправляются на фронт добровольцами, так как считают необходимостью защищать свою страну. Память об этих мужественных людях, героях, должна всегда жить в наших сердцах.
Война затронула каждую советскую семью, в том числе и мою. Мой отец Виктор Парфирьевич Абакумов, уроженец Мыюты Шебалинского района, оборонял Кавказ. Получив тяжелое ранение, долго лечился в госпитале, после на фронт его уже не отправили, оставили в строительном батальоне, который восстанавливал железную дорогу от Сочи до Сухуми. Он имеет непосредственное отношение к строительству этой железнодорожной ветки, вокзалов в городах Абхазии – Очамчиры, Гудауты, Сухуми.
Воевали на фронте и два его родных брата. Александр Парфирьевич, 1925 г.р., был призван 8 февраля 1943-го. Танкист, младший лейтенант Темрюкской краснознаменной дивизии. Погиб 22 марта 1945-го в Венгрии. Сгорел в танке, не дожив полтора месяца до окончания войны. Другой брат, старший, 1922 г.р., Пётр Парфирьевич, был призван в 1942-м, а уже в 1943-м пропал без вести. До сих пор о его судьбе ничего неизвестно, поиски результатов не дали. Муж старшей сестры отца Елены Парфирьевны Иван Алексеевич Легалов был призван на фронт в марте 1942-го, 6 июня погиб. Захоронен в деревне Красная Горка Ленинградской области.
Много жизненных трудностей выпало на долю моей мамы Анны Васильевны Крамаровой. Родилась она в 1924 году в одном из сел Курской области. В семье было четверо детей. Она – старшая. Тяжелые годы перенесла страна. Колхозы то распадались, то вновь объединялись. Люди жили впроголодь. 1932-й выдался неурожайным, так как колхоз был слабый, помочь населению ничем не мог. Хлеба не было. Питались чем попало: травами, луковым пером, листьями фруктовых деревьев.
А тут еще на европейскую часть России пришла большая беда – начался страшный голод, который не обошел стороной и села Курской области. Люди умирали. Так случилось, что в это же время погиб отец мамы Василий Михайлович. Оставшись одна с четырьмя детьми, бабушка Евдокия Ивановна пошла в соседнее село раздобыть еды. Там колхоз был побогаче и люди жили получше. Дети остались дома на попечении старшей Ани. Бабушка надеялась, что принесет детям хоть что-то покушать, но они уже были так истощены, что стали умирать один за другим на глазах восьмилетней Анны, которая и сама уже была на волосок от смерти. Вернувшись на следующий день домой, бабушка нашла живой только ее…
Не успели люди пережить одно горе, как в 1941-м навались другое – началась война. Немцы на захваченной территории собирали и угоняли на работу в Германию молодежь. Туда попала и моя мама. Ей тогда едва исполнилось 18 лет. Она рассказывала, как они не хотели ехать в другую страну, убегали, прятались, но их находили, избивали, тащили за волосы и под дулом пистолета усаживали в машины. Что ей пришлось тогда испытать, одному Богу известно. Немцам была необходима бесплатная рабочая сила. Девушек забирали отовсюду: с Запорожья, из Полтавы, Днепропетровска, Курска, Харькова и других городов.
Сначала их привозили в распределительный пункт небольшого городка Мариенфельд. Здесь девушки проходили медицинский осмотр, их фотографировали, фиксировали особые приметы, снимали отпечатки пальцев, прикрепляли на одежду нашивку «Ost» и отправляли работать на один из заводов вблизи Берлина.
Жили пленницы в лагере, обнесенном в три ряда колючей проволокой, в холодных продуваемых бараках. Кормили их брюквенной баландой, спать давали мало. За малейшее нарушение или отказ от работы сажали в карцер, избивали. Кто-то решался на побег, но их ловили, травили собаками и вновь принуждали работать.
Мама находилась там до тех пор, пока советские войка в
1945-м не освободили Берлин. Вернувшись на Родину, она об этом периоде своей жизни старалась не рассказывать, так как многие смотрели на нее осуждающее. А в чем виноваты были эти девчата?
Так и жила. Пошла работать, вышла замуж. Отец привез маму на свою малую родину – в Мыюту Шебалинского района. Здоровье у нее было серьезно подорвано. Мама часто болела и умерла в 54 года.
Родители вырастили нас, троих детей. К сожалению, брат умер три года назад, а мы с сестрой продолжаем хранить память о наших предках.
Хочу рассказать еще об отце и матери мужа, которые внесли немалый вклад в освобождение нашей страны от фашизма. Василий Данилович Сапрыгин воевал на Первом Украинском фронте в 23-й лыжной бригаде 328-й стрелковой дивизии. Был командиром отделения саперного батальона. Трижды получал ранения, последний раз – в голову. После лечения в госпитале дальнейшему возвращению на фронт не подлежал. За участие в военных действиях награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Умер в мае 1972 года. Ему было 49 лет. А мать мужа Антонина Емельяновна всю войну проработала на шахте в Калгутах Кош-Агачского района. Труд был очень тяжелым и вредным для здоровья. Молодые хрупкие женщины добывали руду – вольфрам и молибден для присадки брони танков. Работали под землей в две смены по 12 часов. Жили в бараках, часто простывали, так как в шахте было сыро, а когда поднимались – холодно. Питались скудно. Трудились не жалея себя. «Все для фронта, все для Победы» – таков был их девиз.
Тяготы суровых военных лет испытало на себе почти все население нашей необъятной Родины. Многие заплатили за Великую Победу своей жизнью, оставшись в памяти поколений героями.
Все уходит в историю: война, страдания людей, непосильный труд, разруха, голод. Но остаются воспоминания, и они должны стать гимном для подрастающего поколения.
Лариса САПРЫГИНА
(АБАКУМОВА),
с. Манжерок