
15 февраля 2025 года исполнится 36 лет со дня вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан. В той войне, длившейся более девяти лет, наши бойцы продемонстрировали всему миру мужество, стойкость и отвагу. Ежегодно участники афганских событий отмечают эту дату, им всегда есть что вспомнить, о чем поговорить… Они, прошедшие Афган, остались бойцами навсегда, а сплоченность и прочность их братства не вызывает сомнений. 18-летним парнем герой нашей статьи попал на настоящую войну, с которой через два с половиной года вернулся совсем другим человеком – многое понявшим и переосмыслившим. О своей службе, жизни и спорте нам рассказал ветеран-афганец, тренер по боксу, воспитавший не одно поколение спортсменов и просто достойных людей нашего региона, Виктор Васильевич Зуев.
Он родился в высокогорном селе Чибит в семье лесничего. Почти вся жизнь Виктора Васильевича связана с Маймой, где в 1980-м окончил школу №1, а во взрослой жизни долгие годы занимался тренерской работой. Здесь же создал семью, что называется, пустил корни.
В старших классах начал проявлять интерес к спорту, хотя и не сразу нашел свое направление. Перепробовал многое, прежде чем понять, что ему подходит именно бокс. Этот вид спорта стал для нашего героя своего рода путеводной звездой, ведущей по жизни.
Когда Виктор поступил в Бийский техникум механизации и сельского хозяйства, то более плотно занялся тренировками. Он вспоминает, как каждый вечер после учебы ездил через весь город в школу бокса «Бригантина», где работали отличные профессиональные тренеры. Своим главным наставником в боксе он назвал тренера Владимира Сергеевича Жуйкова, который является еще и членом Союза писателей России. Кстати, Владимир Сергеевич и сегодня продолжает тренировать молодое поколение.
– Я интересовался и спортом, и точными науками, но, пожалуй, к первому тяготел больше. Был, например, переломный момент, когда пришлось выбирать: ехать на олимпиаду по математике или на соревнования по боксу? Победил бокс, – делится собеседник.
С третьего курса Виктора призвали на срочную службу. Афганская кампания была в самом разгаре, но он, еще совсем молодой, тогда толком не знал и не понимал, что это такое. Да и советская пропаганда преподносила эти события достаточно однобоко, в своей обработке.
– Сначала нас долго перебрасывали туда-сюда. Отправили в Барнаул, потом вернули обратно в Бийск, снова в Барнаул, где мы в итоге прошли медкомиссию. Дальше был Казахстан, там находился центр подготовки водителей для дальнейшей переброски в Афган. В Казахстане я встретил земляка-прапорщика, он и рассказал, куда нас планируют направить.
– Было страшно, когда узнали? – интересуюсь у Виктора Васильевича.
– Нет. Мы же молодые были, горячие, в этом возрасте ничего не боишься. Мне прапорщик предлагал остаться, он мог помочь, но я отказался. Неправильно это было бы, к тому же на тот момент я уже сдружился с ребятами. Нас там находилось около 200 человек, собранных из разных уголков Сибири, из них двое имитировали болезнь, чтобы не ехать.
Два месяца подготовки в Алма-Ате пролетели быстро, после чего армейцев отправили авиарейсом в Кабул.
– Пока были в пути, чувствовали себя героями, думали: приедем – всех порвем. А с трапа самолета сходили молча: землянки, палатки, горячий афганский ветер. Куда мы попали? – продолжает В.В. Зуев.
Он признается, что Афган – это совсем другой мир, непривычный для русского человека: люди, климат, порядки, а еще специфический армейский быт – к этому было трудно привыкнуть.

– Утром солнце только всходит – и уже в зените, а в девять вечера оно исчезает, и резко наступает кромешная темнота, – вспоминает гость редакции «афганские» моменты.
Благодаря хорошей спортивной подготовке Виктор достаточно быстро адаптировался к новым условиям, при том что у многих ребят на это уходил не один месяц. Кроме того, его увлечение единоборствами помогло едва ли не с первых дней найти друзей. Собеседник делится:
– Когда прибыли в батальон, ребята из старослужащих спросили, кто занимался боксом. Ответил: «Я». А уже вечером в палатке кровати раздвинули и организовали импровизированный ринг…
Служил Виктор Зуев водителем в батальоне связи. Ему достался ГАЗ-66, который был весь в пулевых отверстиях. Его предшественник попал на этой машине под обстрел, а потом с серьезными ранениями – в госпиталь. Нашего героя судьба берегла, хотя нередко смерть ходила где-то рядом. Но человек ко всему приспосабливается.
– Вечером наступала темнота и начинались перестрелки. Летели трассирующие пули, напоминающие огни фейерверков, к которым я вскоре настолько привык, что просто наблюдал и думал: «А красиво», – вспоминает Виктор Васильевич.
Не только от вражеских снарядов в Афгане погибали советские бойцы, косили их жизни и различные инфекции, которые «расцветали» в условиях жаркого климата и убогого солдатского быта.
– Чего там только не было – гепатит, тиф и прочее. Медик-прапорщик нам объяснял, что даже горную воду, которая простояла более четырех часов, пить уже нельзя, она становится рассадником микробов. Поэтому обеззараживали ее специальными препаратами или запаривали верблюжью колючку, которая справлялась с этой задачей, – рассказывает ветеран.
В условиях войны у человека словно меняется «прошивка», все внутренние механизмы начинают работать иначе – обостряются интуиция, реакция на опасность, инстинкты, слух и зрение. И если эта новая внутренняя «система» настроена хорошо, то шансов на выживание больше. Плюс подготовка, знания, опыт и помощь старших бойцов. И эту поддержку Виктор Зуев чувствовал – особенно в начале службы. Его машина всегда шла в середине колонны, первым и последним ехали кто-то из старослужащих.
Говоря об опыте и просто удаче, а возможно, и божьем промысле на войне, наш собеседник вспомнил случай:
– Как-то днем шли из столовой. Услышали характерный звук: мина летит! Хотя в это время суток такое случалось редко. Вдруг свист прекратился. Не секрет, что скорость полета артиллерийского снаряда превышает скорость звука. Значит – летит в тебя или где-то рядом. Кто-то крикнул: «Ложись!» Метрах в пяти-шести от нас падает мина и чудесным образом не взрывается. Вызвали сапера, обезвредили ее, а вечером уже вспоминали этот случай и смеялись.
Подобных историй ветеран может вспомнить немало, к сожалению, не всегда они заканчивались дружеским смехом…
В армии Виктору Васильевичу всегда помогал спорт. Он рассказывает:
– Быть в отличной физической форме и знать боевые искусства – очень ценный навык. Схватки с моджахедами были редкостью, а вот в самой армейской жизни спортивная подготовка очень важна. Спорт учит выдержке, терпению, дисциплине, помогает сблизиться с людьми.
Закончилась служба, а спорт остался. После армии Виктор Зуев вернулся в Майму и вскоре плотно занялся тренерской работой. Сначала обучал юных боксеров на базе Майминского профтехучилища №49. Когда в 1990-е был организован зал на швейной фабрике, там он также вел занятия. Кроме того, на протяжении ряда лет проводил тренировки в Майминской школе №3, где для боксеров было выделено подвальное помещение. Именно В.В. Зуев открыл Диму Харлова, ставшего в 16 лет чемпионом по боксу Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, парень трагически погиб. В Майминском районе стало давней и очень важной традицией проведение турниров по боксу памяти Дмитрия Харлова.

Тренер воспитал не одно поколение достойных людей, состоявшихся под его наставничеством как в спорте, так и в других профессиях. Виктор Зуев в своей деятельности всегда руководствовался принципом, что к каждому необходим индивидуальный подход, нельзя всех тренировать одинаково, а еще важно верить в ребенка, пусть пока он и не раскрыл своего потенциала. Сам Виктор Васильевич является многократным участником и победителем соревнований по боксу различного уровня.
Он прекрасный муж и семьянин, отец, воспитавший вместе с супругой сына и дочь, дедушка замечательного внука. Сейчас из-за проблем со здоровьем не ведет тренерской работы, но продолжает заниматься спортом для себя, активно участвует в семейном бизнесе, который связан с туристической сферой.
Что касается афганского периода жизни, то он «остался» с Виктором Зуевым навсегда.
– Я пришел оттуда с другим отношением к жизни, и оно не изменилось до настоящего времени, – говорит наш собеседник.
Что он имеет в виду, пожалуй, лучше всего поймут те, кого он называет братьями по Афгану. Ветераны афганских событий – это крепкий мужской союз, их объединяют память и боль тех событий, которые ничем не стереть из памяти. Это братство действительно скреплено кровью.
– Каждые пять лет организуем встречи, где собираются все наши. Вот в прошлом году собирались… Жена всегда удивляется: таких доверительных отношений зачастую нет даже между близкими родственниками, – отмечает собеседник.
Сколько бы лет ни прошло, та война сохраняется в сердцах теперь уже постаревших бойцов. Так хочется закончить словами, что афганские события теперь в далеком прошлом, остается лишь вспоминать о мужестве наших воинов. Однако русские солдаты снова проливают кровь, защищая честь своей Отчизны, но это уже другая страница новейшей истории…
Светлана Костина
Фото Владимира Сухова и из личного архива
Виктора Зуева