В тесной связи с клиентами

49

Каждому хочется в доме тепла. Холода в высокогорье Республики Алтай приходят ранней осенью и отступают только к лету. Суровые морозы здесь частое явление, столбик термометра нередко переваливает отметку ниже -40 градусов. Дрова, как и уголь, в большинстве сел Кош-Агачского района привозные. На их покупку уходит солидная часть семейного бюджета. Вдобавок для обогрева жилья многие тут используют электрокотлы. Можно представить, какие расходы в отопительный сезон несут местные жители! Для них уже давно привычны тысячные значения потребленных киловатт-часов, которые ежемесячно фиксируют их электросчетчики.
Кстати, о счетчиках. Недавно одному жителю этого отдаленного района позвонил неизвестный человек и представился специалистом энергосбытовой компании. Звонивший настаивал на необходимости произвести замену прибора учета. Он пояснял, что сейчас есть возможность сделать это бесплатно, а если обратиться позже, то услуга уже будет платной. Подкупало слово «бесплатно». Потребитель стал узнавать о деталях. В завязавшемся разговоре незнакомец спросил персональные данные, затем код из смс. Вот тут сельчанин и насторожился! Он ответил собеседнику, что сначала хотел бы все уточнить в клиентском офисе Алтайэнергосбыта. На другом конце провода тон беседы сразу сменился…
Об этом факте мошенничества рассказал начальник Клиентского офиса АО «Алтайэнергосбыт» в Кош-Агачском районе Республики Алтай Куан Океев.

– В прошлом месяце ко мне обратился мой знакомый. Сказал: ему только что звонил якобы работник нашей службы с вопросом о бесплатной замене счетчика у него дома. Мой земляк хотел выяснить, почему интересовались личными данными и просили код из смс-сообщения, – вспоминал тот случай Куан Алтынбекович. – Я ответил, что он верно заподозрил подвох. Наши сотрудники никогда не запрашивают коды от личных кабинетов и вообще какие-либо сведения по телефону. Также сказал, что в его доме счетчик был заменен в 2016-м. Срок эксплуатации современных приборов учета составляет 16 лет – в основном таков их межповерочный интервал.
Наша встреча с руководителем Кош-Агачского офиса Алтайэнергосбыта состоялась на его рабочем месте. Обслуживание клиентов в высокогорном районе осуществляется в небольшом одноэтажном здании с удобным подъездом неподалеку от центра села. Коллектив состоит из четырех человек: начальник, два агента по сбыту электроэнергии и водитель.
В рассказе, как пришел в профессию, Куан Океев сообщил, что к работе в сфере энергетики он приступил в 2010-м. В 2009-м
по окончании Новосибирского архитектурно-строительного университета получил специальность инженера-строителя и стал мастером строительного участка по возведению сначала детского садика в Новом Бельтире, а затем овощехранилища Кош-Агачской районной больницы.
Позже был принят на должность ведущего инженера отдела капитального строительства Управления МРСК Сибири в Горно-Алтайске.
Некоторое время спустя молодому специалисту предложили работу инженера-инспектора на тот момент Кош-Агачского участка Алтайэнергосбыта. Жить и работать на малой родине хотелось всегда, к тому же в городе нужно было решить жилищный вопрос. В новой должности добросовестно проработал пять с лишним лет. Отметив его высокие профессиональные качества, руководство компании в декабре 2016-го назначило Куана Алтынбековича начальником клиентского офиса в родном районе.
– Как вы справляетесь с большим объемом задач при том, что в подчинении работников мало, а территория муниципального образования довольно значительная?
– Система организации работы у нас выстроена в цифровом формате. Вы правильно заметили, что объемы у нас большие. Обслуживаем свыше пяти тысяч лицевых счетов физических лиц и около 250 – юридических. Все функции в коллективе распределены. Два специалиста – старший агент по сбыту электроэнергии Алемгуль Ержановна Батталова и агент по сбыту электроэнергии Алима Серикболовна Майжегишева – обеспечивают взаимодействие с населением. В моей компетенции – работа с учреждениями и предприятиями. Водитель Ерсан Джайсанбекович Бейгалиев осуществляет доставку платежных документов, уведомлений и т.п. Справляемся. Ежемесячно выполняем планы по сбору платежей, снижению просроченной задолженности, отключениям, подаче судебных исков. Все это удается делать своевременно благодаря компьютерным технологиям и, конечно, правильной организации всей деятельности внутри нашей компании.
– Как в районе обстоят дела с собираемостью платежей с населения?
– За 2024 год по этому показателю мы исполнили план на 100%. Потребители в целом добросовестно исполняют свои обязательства по оплате электроэнергии. Но есть сезонные трудности. Например, в январе мы не достигли нужного уровня из-за жизненных ситуаций у людей. Так, например, те, кому положена пенсия, получив деньги в декабре, потратились на новогодние праздники, а следующая выплата пришла им только 10 февраля. Или родители приехавших на каникулы детей-студентов отправляли их обратно на учебу. Плюс суровый климат в Кош-Агачском районе. Большие затраты в семьях связаны с приобретением топлива. Это все становится объективными причинами несвоевременных платежей. Такое бывает в августе, когда идет заготовка кормов, и в ноябре, когда жители закупают дрова и уголь, готовясь к продолжительной зиме. В целом население хорошо платит. Но все же есть клиенты, которых приходится принуждать. С ними проводим определенные мероприятия. Сначала обзваниваем с просьбой погасить задолженность, затем рассылаем смс-сообщения, направляем уведомления на отключения. Если это не помогает, то вручаем претензии с предупреждением о подаче исков. В самом крайнем случае производим отключение, ну а после инициируем процедуру взыскания долга в судебном порядке, которым предусмотрен арест счетов, имущества.
– Много было судебных случаев в прошлом году?
– Ежемесячно мы подавали от 20 до 30 исков. Надо отметить, что с сентября 2024-го в десять раз увеличился размер госпошлины по рассмотрению искового заявления в суде – с 200 до 2000 рублей. Те клиенты, которые вовремя не рассчитываются и гасят задолженность по решению суда, вынуждены еще оплачивать эту госпошлину. По договору ежемесячную плату за потребленную электроэнергию клиенту нужно вносить до 10-го числа следующего месяца. В случае несвоевременной оплаты набегает пеня, которая на данный момент составляет 9,5%. Так или иначе последствия неприятные…
– В вашем районе квитанции на оплату электроэнергии потребители получают по почте?
– Да, но с прошлого года местное население стало активно пользоваться электронными сервисами в личном кабинете клиента. Это, считаю, наша сильная сторона на фоне других районов республики. На 1 января 2025 года зарегистрировано 53% наших клиентов, пользующихся интернет-услугами Алтайэнергосбыта. Это говорит о том, что люди увидели положительные стороны такого сервиса. Электронные услуги всегда под рукой, никуда не нужно ходить. В приложении с помощью компьютера или смартфона можно передать показания. Затем система автоматически рассчитает сумму к оплате, сформирует электронную квитанцию, которую можно распечатать, пойти с ней в банк или оплатить онлайн по QR-коду. Можно произвести оплату сразу в приложении, а также отказаться от получения бумажного варианта.
– Как клиент может обратиться в ваш офис? Какие вопросы чаще всего задают вам потребители?
– Мы всегда открыты для наших клиентов. К нам можно прийти с любыми вопросами в любое время в течение рабочего дня. Больше всего обращений поступает по поводу задолженности. У тех потребителей, кто ежемесячно снимает и передает показания приборов учета, регулярно осуществляет платежи, вопросов к нам, как правило, не возникает. Они примерно знают, в каком объеме потратили электроэнергию и сколько требуется заплатить. Появляются проблемы у тех, кто, допустим, не передает своих показаний, а оплачивает по полученной квитанции. За предыдущий месяц сумма была одна, а за следующий – в полтора раза выше. Спрашивают: почему? А потому, что к нам поступают фактические сведения, которые в рамках контроля снимают представители Россети, соответственно, мы исчисляем разницу и производим перерасчет. Между тем пользователи обязаны каждый месяц самостоятельно снимать и передавать показания в энергосбытовую компанию.
Вообще, считаю, если человек пришел к нам в офис, то выйти он должен довольным и получить исчерпывающие ответы на все свои вопросы. Это моя стратегия, на это я ориентирую и работников. У нас все прозрачно. По каждому киловатту в любой момент до копейки можно провести сверку, сделать выписки лицевых счетов. Благодаря этому нашей компании местное население доверяет.
– Скажите, а интернет сегодня доступен всем жителям Кош-Агачского района?
– Да, интернет у нас имеется во всех селах.
– Здесь много чабанских стоянок, появилось немало туристических объектов…
– В последние годы стоянки, где доступны линии электропередачи, активно подключались к сети. Это в основном там, где проходит зимовка скота. Летом традиционно чабаны перекочевывают на летние пастбища далеко в горы, перегоняя туда домашних животных. Но там нет ни света, ни интернета.
Сельхозтоваропроизводители в населенных пунктах развивают свои предприятия, конечно, пользуясь электричеством. Они всегда оплачивают вовремя, и с ними у нас проблем никаких нет.
– В Кош-Агачском клиентском офисе можно приобрести электротовары?
– Да, конечно. Деятельность АО «Алтайэнергосбыт» имеет энергосервисную составляющую, к которой относятся реализация товаров, заключение контрактов, например, на установку «умного» освещения, подключение светодиодных светильников, монтаж другого оборудования, то есть у нас потребители могут получить весь спектр услуг.
– В Республике Алтай мы переживаем энергокризис. На протяжении многих лет стоят вопросы нехватки энергоресурсов для развития экономики и высоких тарифов на электроснабжение. Сейчас на уровне органов власти приняты решения в целях регулирования небытового использования электроэнергии. Как с этим обстоят дела в Кош-Агачском районе?
– Вы правы, Министерством строительства и ЖКХ РА с 1 января 2025-го введены диапазоны потребления электроэнергии на территории нашей республики, а также установлены соответствующие тарифы: при потреблении в месяц до 3900 кВт/ч стоимость за один киловатт-час составляет 5,07 руб., от 3901 до 6000 кВт/ч – 5,93 руб., от 6001 и выше – 6,62 руб.
В Кош-Агачском районе за январь в диапазон 3901 – 6000 кВт/ч попали около 30 лицевых счетов. Например, если потребление в месяц составило 4000 кВт/ч, то из этого количества 3900 кВт/ч будут рассчитаны по тарифу 5,07 руб., а 100 кВт/ч – по 5,93 руб.
Но есть клиенты, у кого потребление перевалило за 6000кВт/ч. Им расчет будет произведен по тарифам трех диапазонов.
Вообще разграничение по диапазонам начало действовать еще с июля прошлого года. Изначально градация была определена до 10980 кВт/ч и выше. Но теперь, получается, данный показатель снижен. В первую очередь это делается для борьбы с энергопотреблением для небытовых нужд и майнингом.
– Чем нравится вам ваша работа?
– В нее вкладываю душу. Каждый день здесь – это общение с людьми. Не проходит ни дня, если не встречу хотя бы десять человек. Мы говорим не только о платежах, расчетах – обмениваемся мнениями, информацией о жизни в нашем родном районе, в республике в целом. Бывает, говорим о личном. Мне моя работа очень нравится. Здесь я живу в тесной связи с людьми, со своими земляками.

Наталья Манышева

цукаываываываыва