
Их класс был очень дружным. И даже спустя 51 год после выпускного они поддерживают связь, встречаются, а еще бережно хранят память о родителях, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны.
Отец Сергея Смирнягина Петр Федорович прошел всю Великую Отечественную войну. Воевал на Первом Белорусском фронте. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Татьяна Немцева:
– Мой отец Александр Андреевич Немцев (23.12.1926 – 09.12.2003) воевал на Ленинградском фронте. Был наводчиком станкового пулемета, имел ордена Славы III степени и Отечественной
войны II степени, медаль «За победу над Германией». Воевал с 1942-го. Сбежал на фронт в 16 лет. Вернули. Год проучился в училище, а потом он опять сбежал на войну. Ему 17 тогда было. В 1944-м был тяжело ранен.
Из наградного листа:
«12 сентября 1944 года при удержании занятого плацдарма на левом берегу реки в районе города Валга Эстонской ССР ефрейтор Немцев, отражая атаки противника огнем станкового пулемета, уничтожил до взвода солдат и одного офицера противника, при этом был тяжело ранен в левый бок с переломом семи ребер, в результате чего стал инвалидом II группы».
После ранения папа долго числился среди без вести пропавших. Дело в том, что, когда его нашли и отправляли в госпиталь, одежда на нем была сильно порвана и его командир накрыл раненого своей шинелью. В ней были офицерские документы, по которым его определили в офицерский госпиталь. Родители об этом ничего не знали. Лечился до 1948 года, так и жил потом без одного легкого. Помню, мы с папой ездили в Ленинградскую область на те высотки, где был бой, в котором он чуть не погиб. Для нас обоих та поездка много значила.
6 класс
5 класс
Герои нашего времени – наши родители! Спасибо им за мирное небо над головой, беззаботное детство, счастливую юность! За жизнь без войны! Мы, выпускники 1974 года городской школы №1 им. Х. Чойбалсана, в канун юбилея Великой Победы хотим рассказать о своих отцах и матерях, которые были участниками Великой Отечественной войны. Это наша дань памяти им и безмерной любви.
Но прежде чем начать рассказывать о близких, хотим отметить, что директором нашей школы был замечательный человек – талантливый педагог ветеран Великой Оте-чественной войны Павел Лукич Казанцев. Мы очень любили его, уважали и в то же время побаивались – достаточно было одного директорского взгляда, чтобы замолкли шумные дебаты и притихли самые отъявленные хулиганы.
Павел Лукич родился в Абае Усть-Коксинского аймака в большой крестьянской семье. За год до начала Великой Отечественной окончил Горно-Алтайское педучилище. В августе 1942-го прибыл на Западный фронт, командовал ротой воздушно-десантного полка. В 1943-м после тяжелого ранения был признан негодным к службе. В январе 1945-го его вновь призвали в ряды Советской армии. Принимал участие в штурме Кенигсберга.
Дальнейшая судьба П.Л. Казанцева тесно связана с историей развития учебных заведений Горно-Алтайска. Он работал не только в нашей школе, но и в технологическом техникуме, педучилище, школе-интернате №1, с учениками которой закладывал Парк Победы, в институте усовершенствования учителей. В годы его директорства школе №6 было присвоено имя Героя Советского Союза И.З. Шуклина. Боевые и трудовые заслуги П.Л. Казанцева получили высокую оценку государства. Он был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги», двумя орденами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, имел высокое звание «Отличник народного просвещения».
Скончался 20 июля 1996 года в Горно-Алтайске. Это был человек, которого до сих пор помнит не одно поколение горожан.
Отец Татьяны Гребенниковой Константин Иванович родился в Приморье в городке Никольске-Уссурийском (ныне Уссурийск). О нем очень хорошо написал его ученик Николай Федяев.
«В 1936 году семья переехала в Ойрот-Туру. Костя сначала учился в школе №1, а после открытия в 1938-м школы №6 перешел туда.
Война застала Константина десятиклассником. Повестки начали приходить уже на следующий день, 23 июня. Брат Сергей поступил в Барнаульское пехотное училище, комсорг школы и хороший друг Кости Илья Шуклин был призван в Омское артиллерийское училище, другой друг, Валерий Параев, – в Иркутскую школу авиамехаников. Костя же повестки не дождался, а потому поехал добровольцем в Ташкент на телеграфные курсы, после которых его направили на фронт танкистом-стрелком в 158-ю танковую бригаду.
В 1942-м подразделение перевели на Юго-Западный фронт, на защиту Москвы. Здесь наша армия в кровопролитных боях победила фашистов в основном за счет сибирских дивизий, составленных из хорошо подготовленных и закаленных бойцов, среди которых был и Константин Гребенников.
Отбросив врага от столицы, сибиряки участвовали в ожесточенных боях под Старым Осколом, разбили танковую армаду генерала Манштейна. После поражения врага на Курской дуге в войне произошел крутой поворот, после которого немцы начали отступать. Особенным стало сражение под деревней Прохоровкой – в нем было задействовано около полутора тысяч танков, и наши танкисты вышли победителями.
Затем в составе 18-го танкового корпуса Константин Иванович участвовал в прорыве обороны итальянского альпийского корпуса на юго-западном направлении. В начале 1943 года Красная армия приступила к освобождению Донбасса. В одном из боев Константин Иванович получил ранение, о победе в Сталинградской битве узнал в госпитале в Магнитогорске. В это время пришло печальное известие о гибели школьного товарища Ильи Шуклина, а в сентябре 1943-го под Черниговом погиб брат Сергей.
После выписки из госпиталя Константина направили в батальон связи на Волховский фронт – на защиту Ленинграда. Он участвовал в боях до полного снятия блокады. Затем были Карельский перешеек и борьба с финнами. Здесь он встретился с отцом, который после тяжелого ранения всю блокаду жил в Ленинграде. Это оказалась их последняя встреча. Иван Иванович погиб под Пярну 21 сентября 1944-го.
Зимой того же года батальон, где служил Константин, перебросили в Прибалтику – там он и встретил Победу. Но война на этом не закончилась – шли бои с так называемыми «лесными братьями».
Позже подразделение Гребенникова отправили на восстановление разрушенного Сталинграда. Демобилизовался он только в конце 1946-го.
После возвращения домой почти сразу поступил в зооветеринарный техникум, затем продолжил учебу в педагогическом институте».
К.И. Гребенников работал учителем в школах Усть-Мунов и Маймы, а также в городской школе №1, где вел автодело.
Вера Майер (Самарина):
– Мой папа Павел Федорович Самарин родился 21 декабря 1927 года в Ненинке Солтонского района Алтайского края. Когда в семье уже было четверо детей, семья перебралась в Турочак Ойротской автономной области. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, отца семейства Федора Александровича Самарина мобилизовали. Последнее воспоминание моего папы о его отце было таким: «Когда мы провожали обоз с призывниками зимой 1941-го, стояли страшные морозы. Все женщины и дети плакали навзрыд. Больше я отца не видел. Мама получила извещение о том, что он пропал без вести в 1944-м».
Папа рассказывал, что, когда его отца забрали на фронт, маме было 32 года, ему – 14, остальные дети – младше, последней сестренке только исполнилось три года. Выжить смогли только потому, что мама заведовала заезжим домом, принадлежавшем организации «Союззолото». В ее обязанности входило содержать огород, скотину, лошадей, кормить приезжих людей, стирать им белье и т.д. Папа был единственным помощником. Но в 16 лет как только он окончил семь классов, его тоже мобилизовали. Год его рождения был последним годом военного призыва.
Отца отправили на Дальний Восток на Тихоокеанский флот. «Очень нам, мальчишкам, было тяжело и голодно. Свою пайку табака я обменивал у курильщиков на сахар, а карманы формы мы набивали соей, потом грызли ее сырой, есть хотелось все время», – рассказывал он.
Как примерного матроса папу отправили в военное училище, и он дослужился до офицерского звания. Участвовал в морских сражениях с кораблями милитаристской Японии. В сентябре 1945-го Япония капитулировала. Это был праздник не менее значимый, чем День Победы в Великой Отечественной войне в мае 1945-го.
Но служба отца на этом не закончилась, его демобилизовали после того, как он отслужил семь лет. Ему предлагали продолжить военную карьеру, но он очень скучал по дому, маме нужна была помощь. За годы службы единственный раз побывал в отпуске и увидел, как тяжело было его худенькой изможденной маме поднимать детей, как ей приходилось «рвать жилы» из последних сил.
Вернувшись на малую родину, по направлению райкома партии он приступил к работе в системе потребительской кооперации, создал семью и, уже будучи женатым человеком, имея маленькую дочь, отправился на учебу в Тюменский техникум кооперативной торговли.
Возглавлял райпо в Турочаке и, как один из лучших руководителей области, был переведен первым заместителем председателя правления Горно-Алтайского облпотребсоюза. Затем уже в 1970-е руководил отделом торговли Горно-Алтайского облисполкома. Много сил отдавал своему делу, болел за него душой, постоянно ездил по районам области, проверяя торговые предприятия, старался улучшить их снабжение товарами.
Ездил в Москву, «выбивал» в министерствах так необходимые для области фонды. И при этом был очень скромным в быту человеком. Не было у нас дома модных тогда ковров, хрусталя и золота. Машина личная появилась, уже когда дети стали взрослыми, а двухкомнатную благоустроенную квартиру получили лишь в 1985-м. Зато всю жизнь папа учился. Новосибирский институт кооперативной торговли окончил в возрасте 43 лет. И всю жизнь бережно хранил фронтовую бескозырку, матроску и свой партийный билет. Гордился званием отличника кооперативной торговли. Ну а мы, его дети, гордимся своим замечательным отцом и храним память о деде, сложившем голову на войне за наше светлое будущее.
Надежда Крапунова:
– Моя мама Пелагея Егоровна Булбакова (Каланакова) родилась в 1925 году. Была призвана на военную службу в марте 1942-го. Демобилизовалась в сентябре 1945-го. Была шофером.
У мамы было пятеро детей: три сына и две дочери. Судьба такая, что не позавидуешь: без своей мамы она осталась трехмесячным ребенком, без отца – в три года. Из близких – только старший брат Илья Егорович Каланаков (погиб в 1941-м на фронте). Родственники взяли ее и брата на воспитание, но в 1935 году, по архивным данным, мама как беспризорная попала в Озеро-Куреевский детский дом Турочакского аймака. Она часто убегала оттуда, но милиция ее находила – грязной и вшивой. По ее словам, убегала к дяде. В 1939-м маму приняла на воспитание родственница Елизавета Андреевна Каланакова, видимо, устали ее ловить после побегов. Образование мама получила начальное – 4 класса, но по жизненной мудрости превосходила многих ученых.
Мама была очень красивой и работящей женщиной. Приучила нас к труду. Папа умер очень рано, и мама осталась с детьми школьного возраста, работала в две смены на швейной фабрике, чтобы накормить и вырастить нас. Везде она успевала: и на производстве, и в саду, и по дому. Держала свиней, кур.
Мамы не стало, когда ей исполнилось 95 лет. Ушла тихо, спокойно, не мучаясь и не мучая никого. До сих пор ее все вспоминают только добрыми словами.
Родители Тамары Гореявчевой – участники Великой Отечественной войны. Татьяна Павловна родилась 28 февраля 1923 года в Улале. Восемнадцатилетней девушкой окончила курсы Ойротской фельдшерско-акушерской школы по специальности «медицинская сестра». В 1942-м году была призвана в ряды Красной армии. Она воевала на Северо-Западном фронте. Служила санинструктором в составе 232-й стрелковой дивизии, принимала участие в обороне Воронежа. Татьяна Павловна – участница Курской битвы. После тяжелого ранения в 1943-м году была демобилизована и вернулась на малую родину.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги».
Ее супруг Петр Иванович также прошел войну. Награжден медалями «За боевые заслуги» (1945), «За Победу над Японией» (1945), орденом Отечественной войны II степени.
Они встретились на фронте и поженились. В мирное время вырастили и воспитали двоих сыновей и дочь. Пара была очень известной и уважаемой в Горно-Алтайске – Петр Иванович был начальником Горно-Алтайского ГАИ, капитаном милиции, а Татьяна Павловна работала медиком.
Ольга Хохлова (Конюхова):
– Федор Андреевич Конюхов. Наш любимый папа, дедушка. Наш учитель. Любил свою Родину до скрежета в зубах. И люто ненавидел ее врагов. Обычный деревенский мальчишка, крестьянский сын. Эта фотография была сделана на призывном пункте.
Из воспоминаний: «Когда Берлин взяли, мы небольшой группой солдат патрулировали улицы города. Смотрим: англичане – холеные, высокие, шейки длинные такие у них, тонкие, аж кадыки торчат, воротнички крахмальные шейки эти подпирают. Встали в круг и толкают нашего солдатика по кругу, от одного к другому, играют им, как мячиком. А мы, уставшие, грязные, шинели – у кого прострелена, у кого прожжена, в складках вошь платяная кишит (шинели-то из шерсти монгольской шили), нервишки у всех расшатаны: пол-Европы по-пластунски, Берлин взяли, а тут издевка такая! Стоим смотрим, желваки гоняем.
– Но Федор Андреевич, ведь англичане – хорошие солдаты! – говорит ему один из слушателей этого рассказа.
– Хороши, хороши. Я ему железной арматуриной ка-а-к шарахнул вдоль хребта, аж в руке хряснуло».
И, глядя вдаль, за Катунь, Федор Андреевич затянулся самокруткой из газеты «Звезда Алтая», наполненной собственноручно выращенным на даче табаком.
Герои наши! Родители наши! Бессмертен ваш подвиг! Низкий поклон вам до земли! Любим вас! Помним! И хотим, чтобы память о вас не угасала в сердцах наших детей, внуков, правнуков, чтобы она была вечной. Историю нельзя забывать, а писали историю вы!
Одноклассники 10Б класса школы №1
им. Х. Чойбалсана, выпускники 1974 года.
Сбором материалов занималась Ольга ХОХЛОВА (Конюхова)