
В минувшие выходные в рамках Дня города в Горно-Алтайске прошел
открытый городской турнир по городошному спорту, посвященный 80-летию
Анатолия Выползова. Накануне праздника мы пригласили Анатолия Михайловича
в редакцию – поговорить о спорте и о жизни.
Проходя по главному проспекту
Строитель. Педагог. Ветеран спорта. А еще – ровесник Победы, в буквальном смысле привезенный с фронта, куда в 1942-м добровольцем отправилась третьекурсница сельхозтехникума Антонина Выползова. В 1945-м Антонину Николаевну комиссовали по беременности, она вернулась на родной Урал и через три с лишним месяца после окончания Великой Отечественной, 23 августа, родила первенца.
Детство Анатолий провел в Курганской области, юность и всю оставшуюся жизнь – на Алтае, куда со временем перебралась Антонина с детьми (мама и сестра после уехали обратно на Урал, а для него Горно-Алтайск стал второй малой родиной).
– Я же все время работал, занимался просто для себя, высоких результатов не было, – словно извиняется Анатолий Михайлович в ответ на вопрос, как он пришел в спорт. – По молодости, правда, брали в сборную области по легкой атлетике (руководителем спорткомитета был тогда Д.И. Увачев), по лыжам всегда участвовал в соревнованиях, но в призерах был только на уровне производственного коллектива, на состязаниях рангом выше не показывал серьезных результатов.
17 лет он отработал каменщиком на стройке. Проходя по главному проспекту города, Коммунистическому, он может рассказать историю строительства множества домов, так как принимал непосредственное участие в их возведении.
– Три раза по приглашению приходил мастером в профтехучилище №28 (ныне политехнической колледж), самый большой период был с 1991-го по 2012-й. – дополняет собеседник. – И возвращался в ПМК. Мне нравилось работать и на стройке, и в училище, там и там всех знал. Практику, а это три-четыре месяца, с учениками всегда проходили в 106-м ПМК.
В каменщики он попал по совету знакомой девушки:
– Из педучилища в Чою на сенокос приехали девчонки, с одной из них мы стали дружить. Она и говорит: «Что ты здесь, в деревне, поезжай, учись». В 1962-м, в 16 лет, поехал в Барнаул, поступил в 1-е (железнодорожное) ПТУ, где было отделение каменщиков. Под занавес советской власти, напомню, в крае рабочим специальностям обучали 87 профтехучилищ, готовили даже огранщиков алмазов (была и фабрика в Барнауле).

Спорт в почете
– Выучился, приехал в город, устроился в СМУ-6, начальником тогда был Евгений Ким. Пришел в бригаду – как раз заканчивали строить первую школу, потом заливали фундамент для юбилейного дома (сдан был в 1967-м, к 50-летию советской власти). Мать к тому времени вышла замуж за инвалида войны Ивана Зорина и уехала к нему на рудник Веселый. Иван Пантелеевич хороший мужик был, только на советскую власть обижался. Повоевать он толком не успел, сразу ранили, затем комиссовали, у него не было ни медалей, ни каких-либо льгот, а без руки ох как трудно, особенно в деревне.
Год жил с ними на руднике, попал в тамошнюю лыжную команду, но техникой не владел, хоть и был здоровый. А потом – три года армии. Стройбат. Подмосковье.
Там спорт был в почете. Я увлекся, а играть не умел ни в волейбол, ни в футбол, ни во что другое. Как-то встретил парнишку из Азербайджана, у него значок «Финальный кросс «Комсомольской правды» – тогда это очень значимые соревнования были, вся страна участвовала. Он был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, каждый день бегал по периметру. Разговорились, позвал с собой на тренировки. А потом нас увидел командир части полковник Соушев и после беседы издал приказ, по которому нас стали выпускать за пределы части – в личное время (больше двух часов в день) мы могли бегать по полям, по пересеченной местности. На районной спартакиаде наша часть выставила команду, я занял второе место в беге на 1500 метров.
По возвращении из армии начал искать работу. Пришел на ГТФ – ничего для меня нет, на швейку – предложили утюжником брюк, отказался. Тогда как раз строили библиотеку им. М.И. Калинина (ныне им. М.В. Чевалкова). Встретил мальчишку – бежит весь в растворе. Спросил, оказалось, подсобником работает, получает 120 – 130 рублей. А у меня третий разряд каменщика! Узнал, где контора, пришел в ПМК…
Вскоре женился, у супруги сестра была замужем за Александром Имом – мастером спорта по лыжным гонкам и хорошим легкоатлетом. Сама Тамара Тимофеевна, учительница в 12-й школе, к слову, тоже была отличной спортсменкой. В юности, еще живя в Куйбышеве (ныне Самара), выступала за Волжский автозавод, входила в молодежную сборную России по лыжным гонкам. Сюда ее пригласил Николай Михайлович Сафронов (а она позвала с собой сестру, ныне мою жену). На спортивных дорожках Тамара с Сашей и встретились.

Бегом до Аи и обратно
– Стал бегать вместе с Александром Николаевичем, понравилось. Так что тот азербайджанский паренек и Александр Им меня в спорт, можно сказать, и привели.
Уже в зрелом возрасте, лет 40 и старше, мне ничего не стоило, почитав после работы и ужина газеты (тогда много выписывали и много читали) добежать через гору до Аи, искупаться и обратно тоже бегом. Жили в пятиэтажном доме близ Парка Победы, где и сейчас, на огород не надо было. Даже если отправлялись на озеро с женой и детьми – они на автобусе, я бегом. В хорошую погоду проводил там едва ли не все свободное время.
А зимой все выходные в Еланде на лыжах, пока врач не посоветовал снизить (или изменить) нагрузки. Когда лыжники стали переходить на коньковый ход, я тоже начал учиться, и вот тут серьезно дал о себе знать тазобедренный сустав. Перешел на настольный теннис. Юра Леонтьев, друг моего сына, как раз организовал в ПУ-28 теннисную секцию. Первый раз попал на соревнования, а там Николай Сименцов из Турочака, горожане Емельян Пак, Юра Кречетов – очень сильные теннисисты. Тренировки не пропускал, благо училище рядом, и через четыре года я выиграл у всех вышеперечисленных ребят. Да и потом в своей возрастной группе показывал серьезные результаты. Сейчас продолжаю играть.
Сустав мне все же заменили. Ограничения по нагрузкам были серьезные, но при этом одно из главных условий реабилитации – физическая активность (естественно, допустимая в таком состоянии). Ходил сначала с костылями, потом с палочкой.
Как-то вечером шел домой с очередных соревнований по теннису, увидел, как кидает биты А.П. Трубин. Спросил, можно ли попробовать. Первый раз удачно вышло. «О, да ты хорошо играешь!» – был вердикт Александра Петровича. Но после второго удара он меня прогнал: «Уйди, а то биты мне сломаешь».
Потом, лет 12 – 13 назад, нужен был человек в команду на республиканскую спартакиаду. Отпирался, но Александр Трубин и старый городошник Михаил Скоков уговорили. Все рассказали, показали, научили. Мне понравилось. Правда, ничего не выиграли – тогда очень хороши были устьканцы, другие команды.
А.П. Трубину сейчас 88, но уже тогда он был почти слепой. Помню, играли в Чемале, так ребята ему говорили, где стоит городок, стучали по фигурам. И он попадал. Окружающие удивлялись.
Надежда есть
– Со временем поняли: чтобы развиваться, проводить соревнования, выезжать самим и т.д., нужно создать федерацию, и я занялся процессом. На подготовку документов, согласования в Минюсте, Минспорте России и других ведомствах ушел год. А на завершающей стадии в нашем спорткомитете услышал, что городки как вид спорта не нужны. Пригрозил иском в суд. Зарегистрировали.
Несколько лет назад получил признание от председателя Федерации городошного спорта Алтайского края: «Вы хорошо развиваетесь!» «Как определил?» – спрашиваю. «А вы за последний год приобрели 40 пар профессиональных бит (их изготавливают только в Томске и Санкт-Петербурге, любая крупная покупка заметна), значит, играете на высоком уровне. Раньше ведь едва ли не с палками березовыми вместо бит приезжали на соревнования».
Хорошо наш спорт развивается в Онгудайском районе. Все благодаря энтузиастам, таким, как Паромзон Ялачинович Яилгаков – ему за 70, в молодости он хорошо играл в хоккей с мячом, да и в прошлом году выступал за команду ветеранов, Юрий Константинович Ороев и вся его семья, Анатолий Иванович Келюев. Они построили площадки, привлекают новичков, приобщают молодежь. Раньше там городки продвигали Валерий Иванович Каташев и его единомышленники.
В Сибири городки наиболее развиты в Томской области и Алтайском крае – там есть кандидаты и мастера спорта, в стране – в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодарском крае, с недавнего времени в Крыму, словом, там, где строят специальные площадки и стадионы. Без этого развитие невозможно.
В Федерации городошного спорта Республики Алтай сейчас около сотни спортсменов. Они показывают приличные результаты, выезжают на соревнования. После недавней встречи с Главой РА Андреем Турчаком появилась надежда, что скоро сможем приглашать и к себе: Андрей Анатольевич пообещал, что при обустройстве территории близ «Голубого Алтая» будут оборудованы и специальные городошные площадки.

Здоровья и долголетия!
В свои 80 Анатолий Михайлович активен, спортивен и бодр. Но необходимость постоянного ухода за больной супругой вынудила его сложить полномочия председателя Федерации городошного спорта – он передал их Алене Каташевой. Алена Григорьевна долгое время была социальным педагогом в ГАГПК им. М.З. Гнездилова, сейчас работает в педагогическом колледже. А еще она приверженец здорового образа жизни и верный городошник. Но Анатолий Выползов и сегодня остается активным участником событий, происходящих в городошном спорте (а также в настольном теннисе), и, несомненно, авторитетом не только для молодежи, но и для ровесников.
Анатолий Михайлович, коллектив редакции «ЗА» поздравляет вас с юбилейным днем рождения! Крепкого здоровья вам и вашим близким, долгих активных лет и новых побед!
Бабушка А.М. Выползова Агафья Ивановна вырастила десять детей. Семь из них – шестеро сыновей и младшая дочь, мама Анатолия Михайловича, – воевали (три старших сестры к началу войны были замужем и воспитывали своих малолетних детей). Домой с фронтов вернулись пятеро. Сама Агафья, работая на износ в тылу, до победы не дожила. О беде соседи догадались по отсутствию дыма в трубе. Старший из детей, Михаил Николаевич, узнав о трагедии, написал во фронтовую газету, после чего арестовали председателя сельсовета (он был инвалидом, на фронт не брали). Но сидел председатель недолго, а Михаил, вернувшись, на коленях просил у него прощения. Председатель не подумал, что ситуация может обернуться трагедией, Михаил, высказывая боль через письмо в газету, не мыслил, что это так отразится на судьбе председателя. Война…
В 1945-м Михаил участвовал в первом Параде Победы в Москве. Во второй раз такой чести он, к тому времени житель Волгограда, был удостоен в 1980-м.
Галина Миронова
Фото предоставлено Федерацией городошного спорта РА







