
В январе 2020 года я решила посмотреть на официальном сайте «Мемориал»,
каких наград был удостоен мой дед Иван Николаевич Деханов, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте. Неожиданно для себя нашла его в списках погибших… А я-то помню его живым!
В Республике Алтай проживают родные ветерана, уверена, им важно знать правду и помнить героя нашей большой семьи.
Вот официальные данные с сайта, которые повергли меня в шок:
«Место рождения: Алтайский край, Старобардинский р-н. Дата и место призыва: Тарочатский (Турочакский) РВК, Алтайский край. Последнее место службы: 372-я стрелковая дивизия. Воинское звание – красноармеец. Причина выбытия – убит. Дата выбытия: 02.08.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, д. Апраксин Городок, восточнее, 600 место перезахо-ронения: Кировский р-н, п. Синявино-1, ул. Песочная, Синявинские Высоты».
Эти скупые данные с сайта идут вразрез с тем, что знаю я о своем дедушке, отце моей мамы Анны Ивановны Зенковой, муже моей бабушки Клавдии Арсентьевны Дехановой (Евтифеевой).
Иван Николаевич Деханов родился 15 ноября 1910 года в селе Пильно Старобардинского района Алтайского края. Его отец Николай Анастасеевич (Антонович) Деханов во время войны работал в Усть-Кажинском сельском Совете, в колхозе «Красный Октябрь», мать Федора Арсентьевна Деханова (Напалкова) занималась домашним хозяйством.
Мой дед Иван, их младший сын, был призван в ряды Красной армии 27 июня 1941 года Турочакским РВК Алтайского края. Попал в 372-ю стрелковую дивизию, которая начала формироваться с 25 сентября 1941 года в Барнауле.
В составе действующей армии 372-я стрелковая дивизия находилась с 18.12.1941 по 30.09.1944 и с 16.10.1944 по 09.05.1945. По завершении формирования 02.11.1941 была включена в состав 59-й резервной армии и получила приказ на передислокацию из Барнаула в Сокол. 11 декабря 1941-го была включена в состав 59-й армии Волховского фронта (поступила в действующую армию 18.12.1941), с которой участвовала в Маловишерской наступательной операции (11-30.12.1941), в ходе нее противник, прорвавшийся в октябре 1941-го на Тихвинском направлении, был вытеснен на восточный берег Волхова.
7 января 1942 года вой-
ска Волховского фронта, не имея надежных разведданных о системе обороны противника, беззенитных средств, располагая лишь четвертью боекомплекта на орудие, перешли в наступление. Попытка форсирования реки Волхов закончилась неудачей и большими потерями. Войска были отведены на исходные рубежи.
13 января наступление возобновилось. На этот раз 2-й ударной армии удалось прорвать немецкую оборону на участке Бор – Костылево и выйти на рубеж реки Полисть. Прорыв армии составил 75 километров в глубину и 40 километров в ширину. До конечной цели – города Любань – наши войска не дошли шесть километров. 372-я стрелковая дивизия приняла участие в форсировании Волхова и боях за город Чудово. Артиллерийская подготовка не смогла подавить огневых точек противника, и перешедшие в атаку бойцы 372-й дивизии были встречены пулеметным и минометно-артиллерийским огнем. В первых же боях погибли 573 солдата и офицера. В феврале дивизия попала в окружение и в течение 10 суток вела бои в районе деревень Малое Опочивалово, Гладье, Любино Поле. При выходе из окружения погибли 238 человек, 72 пропали без вести.
10 февраля 1942 года Иван Деханов получил легкое ранение в левую руку. После того как 2-я ударная армия в марте 1942 года попала в окружение, алтайская дивизия участвовала в деблокирующих контрударах Волховского фронта. В апреле началось таяние снега, и огромный лесисто-болотистый массив превратился в сплошное месиво жидкой грязи. Находясь в окружении, методично уничтожаемая артиллерией и авиацией немцев, умирающая от голода армия продолжала сопротивляться. Лишь в конце июня 1942 года ее остатки смогли вырваться из окружения в районе деревни Мясной Бор. 372-я стрелковая дивизия также была задействована и в операции по выводу из окружения 2-й ударной армии с 13 мая по 10 июня 1942 года.

3 августа мой дед был вновь легко ранен, но уже в правую руку.
Осенью 1942 года 372-я стрелковая дивизия была переброшена в район Синявино, где, войдя в состав 2-й ударной армии, приняла участие в Синявинской наступательной операции. После завершения этой операции продолжила действовать на внешнем фронте Ленинградской блокады.
Зачастую роль боев за Синявинские высоты преуменьшается или замалчивается: до сих пор не создано общего мемориального комплекса, а раскопки и захоронения ведутся лишь энтузиастами. Виной тому могут быть неуспех большинства операций в этом направлении из-за недальновидности командования, гигантские человеческие потери, в разы превышающие потери противника. Но роль этих боев значительна, ведь они сдержали операции по захвату Ленинграда, способствовали прорыву блокады, а также заставили перебросить сюда подкрепление немецкой армии, тем самым ослабив атаку на Сталинград. Бои за Синявинские высоты и героизм людей, которые мужественно боролись и часто шли на верную смерть ради защиты Родины, никогда не должны быть забыты!
В середине января 1944 года войска Волховского фронта начали Новгородско-Лужскую операцию с целью ликвидировать немецкую группировку в районе Новгорода. Также необходимо было перерезать коммуникации, связывавшие ленинградскую группировку противника с югом, чтобы воспрепятствовать маневру его войск на большом участке фронта от Ленинграда до Новгорода.
В результате активных боевых действий была окружена и уничтожена группировка противника, оборонявшая Новгород. Решительные и стремительные действия, организованность и дисциплинированность личного состава обеспечили скрытый переход переднего края противника и уничтожение его опорных пунктов в глубине. Приказом Верховного Главнокомандующего 372-й стрелковой дивизии за освобождение Новгорода было присвоено звание Новгородской.
В конце апреля 1944 года дивизия была передислоцирована на Карельский перешеек и включена в состав 23-й армии Ленинградского фронта. С 10 по 20 июня она участвовала в Выборгской наступательной операции и в числе других соединений ворвалась в Выборг. После окончания боев на Карельском перешейке в августе 1944-го соединение было переброшено на Нарвский плацдарм, где в составе 108-го стрелкового корпуса 8-й армии участвовало в Таллинской наступательной операции (с 17 по 30 сентября 1944 года). В ходе этого наступления части дивизии, освободив города Тюри (22 сентября) и Пярну (23 сентября), вышли на побережье Рижского залива.
После окончательного освобождения Эстонии 372-я стрелковая дивизия была выведена в резерв Ставки ВГК и вместе с управлением 108-го стрелкового корпуса в составе 2-й ударной армии переброшена в северную Польшу, на 2-й Белорусский фронт. Здесь первона-чально занимала оборону, а затем участвовала в Млавско-Эльбингской операции, в ходе которой взяла штурмом города Цеханув, Дейч-Эйлау, Заалефельд, Штум и Мариенбург. За участие в этом наступлении дивизию наградили орденом Красного Знамени. Затем соединение приняло участие в Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года), в ходе которой 30 марта был освобожден Данциг. За эти бои 1236-й Выборгский Краснознаменный стрелковый полк награжден орденом Александра Невского, а 1240-й полк – орденом Кутузова III степени.
В рамках Берлинской наступательной операции 372-я стрелковая дивизия приняла участие в Штеттинско-Ростокской операции. В ходе нее был высажен десант на острове Рюген, который занял его, освободив города Берген-на-Рюгене, Гарц, Путбус и Засниц.
Здесь и завершился боевой путь прославленной 372-й стрелковой дивизии, завершился и боевой путь моего деда И.Н. Деханова.
Иван Николаевич был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». 5 октября он был уволен в запас и вернулся домой 12 ноября 1945 года. Времени для отдыха не было, рабочие руки для восстановления страны требовались везде.
Дед Иван был зачислен рабочим лесозаготовительного участка Осинники. В 1952-м – был переведен конюхом, проработал там до осени 1960-го. Тогда семья решила перебраться в Искитим.
Там И.Н. Деханов был принят на работу кочегаром в Искитимский райисполком. Но, видимо, здоровье не позволило ему выполнять эту нелегкую работу, и он перешел в Искитимскую заготконтору «Глав-вторчермет» конюхом-сторожем.
4 декабря 1967 года он умер. Похоронен в Искитиме Новосибирской области. Я бережно храню память о своем дедушке. Надеюсь, что мои дети и внуки продолжат это, уверена, что именно им доверена важная миссия – помнить о тех, благодаря кому мы живем в свободной стране.
На Синявинские высоты нужно приехать, чтобы пройти по Аллее памяти и, преклонив голову, прочитать фамилии отдавших свои жизни за нашу Победу. Выйти к Стеле Памяти и братским захоронениям с благодарностью нашим солдатам, зная, что право стоять на этой возвышенности завоевано ценой многих жизней. А за стелой с высоты – увидеть ту самую землю, где каждый сантиметр окроплен кровью наших солдат, где тогда был ад, а сейчас растут деревья, поют птицы и живут люди.

Ольга
ШМИГЕЛЬСКАЯ (Зенкова).
Фото из семейного архива







