Наступило лето, и начался активный строительный сезон. Прогуливаясь по улицам нашего уютного города, я часто встречаю группки смуглых людей, так называемых гастарбайтеров. Подобные встречи натолкнули меня на некоторые грустные размышления.
Как известно, Советский Союз позиционировал себя как государство рабочих и крестьян. Нам «сверху» талдычили, что рабочие люди являются хозяевами страны, но народ прекрасно видел, кто на самом деле был хозяином, поэтому эти слова всерьез не воспринимались. В наше время уже никто не вспоминает, что когда-то рабочий человек, хоть и формально, был в чести.
Сейчас многие приобретают высшее образование. Я не оговорился, именно приобретают, потому что уровень высшей школы, за редким исключением, находится на низком уровне. К тому же тот, кто не смог поступить в государственный вуз, запросто может приобрести диплом об окончании какого-нибудь платного учебного заведения. Понятно желание родителей дать высшее образование своим чадам, но в итоге происходит очень опасная для государства вещь. Исчезает, размывается класс рабочих людей, специалистов, умеющих что-то делать руками. Все больше становится так называемого офисного планктона, ничего не производящего. Взять, к примеру, наш город. Почти все крупные предприятия, фабрики и заводы закрыты, основная масса людей занята в сфере торговли, услуг, на государственной и муниципальной службе. Никто ничего не производит и даже понятия не имеет, как это делается. При том большая часть вышеперечисленной категории, будем откровенны, практически ничего не делает, перекладывая с места на место бумаги. Найти в республике высококлассного токаря, фрезеровщика, столяра – большая проблема. Эти люди – штучный товар. Передать свои умения и знания они уже никому не смогут, а значит, в ближайшем будущем рабочих-профессионалов уже не станет. Мы просто-напросто лишимся тех, кто сможет построить дом, выточить деталь, отремонтировать автомобиль. Юристов и бухгалтеров у нас масса, а работать некому и негде.
Как известно, свято место пусто не бывает. И хлынул в нашу страну поток трудовых мигрантов. Практически все они толком ничего делать не умеют, но отличаются высокой работоспособностью и неприхотливостью. Удобны для предпринимателей, руководителей строительных фирм и разных других организаций. Пашут за копейки, ничего не просят – мечта просто, а не работники. Правда, делают все тяп-ляп, но кто сегодня обращает внимание на качество? Не так давно в Майме дом построили, так жильцы до сих пор судятся, чтобы строители привели его в годное для существование состояние. Проектировали горе-специалисты, такие же профи строили. В итоге получилось что получилось. Мы все больше начинаем приобретать черты «страны невыученных уроков».
Неквалифицированные, почти не знающие языка, одержимые только мыслью как можно больше заработать гастарбайтеры быстро заполонили нишу рабочих вакансий. Слышал от одного знакомого, что они уже в глухой тайге работают на заготовке древесины. И чему тут удивляться?
В то же время предприниматели, работающие на производстве, горькими слезами плачут, что не могут найти добросовестных, хороших сотрудников из местного населения. Ну не хотят трудиться наши мужики! Пьянство, лень, завышенные требования. Сравните теперь с бессловесными таджиками и узбеками. А про широкое поле для коррупции, связанной с трудовой миграцией, и говорить нечего. Всем все известно.
Помню, в моем детстве всегда были какие-то дяди Васи, дяди Пети или Марьи Петровны, умевшие классно сложить печь, сварить любую металлическую конструкцию или сшить хорошее платье. Теперь такие люди исчезают. А мы носим ширпотреб китайских мастеров, живем в домах, построенных смуглыми ребятами из Средней Азии, а сами, кроме бумажной работы, делать ничего и не умеем. Я хоть и не специалист в этом вопросе, но понимаю: с помощью одних юристов и бухгалтеров великой державы не построить.
Александр Попов.