Необходимость перевода государственных внебюджетных фондов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства обусловлена совершенствованием бюджетного процесса в Российской Федерации и повышением прозрачности и доступности информации об исполнении бюджетов фондов.
Следует отметить, что в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда является территориальный фонд медицинского страхования.
В рамках реформирования системы бюджетных платежей предполагался поэтапный перевод на обслуживание органами Федерального казначейства всех участников бюджетного процесса, счета которых были открыты в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации стало возможным после внесения ряда поправок в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 07.05.2013 г. №104-ФЗ.
В результате положениями Бюджетного кодекса определено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства, которые наделены полномочиями по открытию и ведению лицевых счетов участников бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов, а также вправе осуществлять отдельные функции органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов на основании заключенных между ними соглашений. Кроме того, статьей 241.1 Бюджетного кодекса установлены основы кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поправки в данную статью дают право органам управления государственными внебюджетными фондами управлять средствами своего бюджета на единых счетах, открываемых органами Федерального казначейства, и одновременно устанавливают обязанности органов Федерального казначейства предоставлять им информацию об исполнении бюджетов фондов, а кроме того, предоставлять информацию об исполнении бюджета территориального фонда медицинского страхования по запросу финансового органа субъекта Российской Федерации (так как бюджет территориального фонда входит в состав консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации).
После внесения поправок в Бюджетный кодекс последовало принятие нормативных правовых актов:
– приказом Федерального казначейства от 17.06.2013 г. №6н был утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения территориальных государственных внебюджетных фондов;
– приказом Федерального казначейства от 21.06.2013 г. №8н внесены изменения в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 г. №24н;
– приказом Федерального казначейства от 23 августа 2013 г. №12н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов.
Кроме того, в целях перевода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориального фонда медицинского страхования Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай (далее – Управление) из Федерального казначейства были получены «дорожные карты» с указанными мероприятиями и предусмотренными сроками их выполнения. В рамках этих мероприятий отделом кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления подготовлены совместные проекты приказов с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования по Республике Алтай (далее – ТФОМС Республики Алтай), Фондом социального страхования по Республике Алтай (далее – ФСС по Республике Алтай) и с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее – ОПФР по Республике Алтай), вследствие чего были созданы совместные рабочие группы, которые осуществляли взаимодействие и урегулирование отдельных вопросов по переводу на кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов.
Федеральным казначейством было организовано проведение ряда совместных видеоконференций с представителями органов управления государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов и территориальных органов Федерального казначейства, где были рассмотрены отдельные вопросы перевода на кассовое обслуживание и даны рекомендации в работе.
Специалистами Управления подготовлено и проведено семь обучающих семинаров-совещаний с представителями государственных внебюджетных фондов (с ТФОМС Республики Алтай – два совещания, с ОПФР по Республике Алтай – три совещания и с ФСС по Республике Алтай – два совещания), на которых подробно рассмотрены и доведены нормативные правовые документы, в доступной форме с помощью слайдов была разъяснена схема кассового обслуживания и проведено обучение по заполнению форм платежных и иных документов, необходимых при кассовом обслуживании исполнения бюджетов, так как доведение бюджетных данных и проведение кассовых выплат для данных учреждений осуществляется на основании новых документов, то есть расходных расписаний, заявок на кассовый расход, заявок на кассовый расход (сокращенных), заявок на получение наличных денег, заявок на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту, заявок на возврат.
Изначально перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных фондов медицинского страхования в территориальные органы Федерального казначейства планировался в четыре этапа, но в результате успешной работы пилотных Управлений субъектов Российской Федерации Федеральным казначейством совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования было принято решение об осуществлении перевода в два этапа. Наше Управление было определено во вторую группу, и с 1 октября 2013 года ТФОМС Республики Алтай переведен на кассовое обслуживание исполнения бюджета в Управление.
До этого была проделана большая работа – открыты в учреждении Банка России балансовые счета, заключено соглашение о кассовом обслуживании, а также в целях предоставления информации об операциях по кассовому обслуживанию исполнения бюджета территориального фонда был согласован и утвержден регламент, открыты четыре лицевых счета, заключен договор об обмене электронными документами и выданы сертификаты электронных подписей.
Перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования был назначен на 1 января 2014 года.
В августе 2013 года Федеральным казначейством совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации были утверждены и направлены в территориальные органы Федерального казначейства планы мероприятий («Дорожные карты») по переводу на кассовое обслуживание исполнения бюджетов соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно мероприятиям «дорожных карт» и в рамках осуществления отдельных функций по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов своевременно были подписаны соглашения о кассовом обслуживании и утверждены регламенты между нашим Управлением и ГУ-РО Фонда социального страхования по Республике Алтай (31 октября 2013 года) и ОПФР по Республике Алтай (26 ноября 2013 года). На основании представленных Перечней участников бюджетного процесса ОПФР по Республике Алтай и подведомственным ему учреждениям открыты 26 лицевых счетов, пять лицевых счетов открыты ФСС по Республике Алтай.
При исполнении запланированных «дорожными картами» мероприятий и для мониторинга отдельных положений Управлением регулярно представлялась информация в Федеральное казначейство.
Для исключения срыва в проведении кассовых расходов по выплате пенсий и пособий первым рабочим днем 2014 года Федеральным казначейством было принято решение о доведении в 2013 году бюджетных данных на 2014 год на лицевые счета учреждений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в субъектах, вследствие чего 21 ноября 2013 года из Межрегионального операционного управления Федерального казначейства были приняты и обработаны расходные расписания. Проделанная работа позволила четко, организованно и слаженно начать кассовые операции государственных внебюджетных фондов в начале года.
При проведении операций в соответствии с требованиями приказов №6н и №12н Управлением осуществляется контроль за соответствием кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) текстовому назначению платежа, указанному в платежных документах, представленных ТФОМС Республики Алтай и учреждений ОПФР по Республике Алтай.
Кроме того, при проверке платежных документов от ФСС по Республике Алтай сотрудники Управления руководствуются Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а это значит, что для подтверждения возникновения денежного обязательства учреждение представляет на проверку документ-основание.
В соответствии с требованиями Порядка №24н после осуществления операций на лицевых счетах клиенту предоставляется выписка из лицевого счета с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах, и по запросу клиента – приложение к выписке из лицевого счета. Ежемесячно осуществляется сверка операций на лицевых счетах путем предоставления Управлением отчета о состоянии лицевого счета клиентам.
В соответствии с Порядком №6н и №12н и утвержденными Регламентами Управлением обеспечено ежедневное предоставление сводной информации по кассовым операциям соответствующих бюджетов, в результате чего фонды обладают оперативной информацией для осуществления планирования своих операций.
Благодаря профессионализму и совместной работе специалистов Управления, государственных внебюджетных фондов Республики Алтай и ТФОМС Республики Алтай с первых рабочих дней перехода на кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов успешно осуществляются кассовые расходы по выплате пенсий, пособий и текущие расходы фондов. Все платежи фондов исполняются своевременно.
Как отметила заместитель министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко, Казначейство России с задачей по переводу на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования успешно справилось и в очередной раз оправдало доверие Минфина России, подтвердив, что оно в состоянии выполнить самые сложные и масштабные задачи.
М.Л. Коврижных, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Республике Алтай