Проблема с дошкольными образовательными учреждениями ещё недавно была одной из самых острых в Республике Алтай. О том, как сегодня этот вопрос решается в нашем регионе, рассказывает министр образования, науки и молодёжной политики Наталья Гусельникова.
– Наталья Владимировна, в республике чуть более 19 тысяч детей от трех до семи лет. Хотелось бы узнать, какой процент ребят охвачен дошкольным образованием и какая работа в этом направлении ведется в нашем регионе?
– В настоящее время 78 процентов детей посещают дошкольные образовательные учреждения. Очередность по состоянию на 1 июня составляет 2836 человек. Для улучшения ситуации, безусловно, принимаются определенные меры. Во-первых, в соответствии с планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Алтай на 2013 — 2018 годы», утвержденным распоряжением Правительства Республики Алтай, в 2013 году было предусмотрено введение 1722 мест. На 1 января текущего года введено 1776. В том числе 286 мест за счет уплотнения групп полного дня в детских садах Горно-Алтайска, 107 – в группах кратковременного пребывания детей Майминского, Шебалинского и Кош-Агачского районов, 19 — в трех семейных группах (Горно-Алтайск, Майма, Усть-Кокса), в Горно-Алтайске и Чемальском районе организовано 135 мест за счет приобретения зданий под детские сады, 140 – результат строительства детских садов, 889 – капитального ремонта дошкольных организаций, 160 – реконструкции детских садов, 40 — за счет возврата здания детского сада.
Хотелось бы отметить, что сегодня развиваются вариативные формы получения дошкольного образования. В республике действуют 14 семейных детских групп на 46 детей в Майминском, Усть-Коксинском районах и Горно-Алтайске. 72 группы кратковременного пребывания на 937 человек.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, вопросы предоставления дошкольного образования остаются наиболее актуальными. Стабильный дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и комплексный анализ сложившейся ситуации позволяют сделать вывод о необходимости привлечения в систему образования негосударственного сектора.
– Хотелось бы остановиться на этом моменте более подробно. В настоящее время сформирована необходимая правовая база государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования. Расскажите, пожалуйста, в чем она заключается?
– Финансирование образовательной деятельности имеющих лицензию негосударственных детских садов стало с 1 января 2014 года полномочием субъектов Российской Федерации. Негосударственные организации могут финансироваться в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. Отмечу, что расходы на содержание зданий и оплата коммунальных услуг в данный список не входит.
– Наталья Владимировна, что еще необходимо знать тем, кто уже имеет отношение к дошкольному образованию или только планирует посвятить себя этому?
– Нужно помнить, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе в сфере образования, приравнены по правам и ответственности к организациям, осуществляющим данный вид деятельности. Это означает, что индивидуальные предприниматели должны приобрести лицензию. Вместе с тем при этом они получают право на бюджетное финансирование на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
За юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программе дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности. Это дает возможность предприятиям и организациям создавать корпоративные детские сады для своих сотрудников. Кроме того, в положениях пункта 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ говорится о возможности организовывать группы для детей дошкольного возраста в жилых помещениях.
– Безусловно, это очень удобно. Но хотелось бы уточнить, каковы требования для таких помещений?
– Обновленные в 2013 году требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для дошкольных организаций. Кроме того, в декабре 2013 года утверждены «облегченные» санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в помещениях жилого фонда.
Новая редакция СанПиНа «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» снимает многие ограничения для развития частных детских садов. В документе исключены излишние детализированные формулировки, ограничивающие многофункциональное использование различных помещений и территорий дошкольных организаций. Также хочу напомнить, что в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в 2010 году была внесена статья «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления». В ней организации, осуществляющие деятельность в области образования, отнесены к социально ориентированным. Для них предусмотрено право органов местного самоуправления оказывать финансовую, имущественную и консультационную поддержку.
В завершение хочу заметить, что с целью обеспечения равенства родителей детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные организации, и детей, получающих услуги дошкольного образования у негосударственных поставщиков, пунктом 5 статьи 65 Федерального закона об образовании предусмотрена компенсация части родительской платы в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, негосударственный сектор дошкольного образования может рассматриваться в качестве одного из механизмов решения задачи по обеспечению доступности дошкольного образования.
Беседовала Олеся Бородина
Фото А. Тырышкина