В рамках реализации стратегической задачи по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов Федеральным казначейством проводится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия с органами государственного финансового контроля.
Одним из этапов проводимых мероприятий по развитию взаимодействия с органами государственного финансового контроля стало заключение 27 декабря 2006 года между Федеральным казначейством и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В целях выполнения общей задачи в данном направлении Управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее – УФК по Республике Алтай) в мае 2009 года заключило аналогичное Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации с Межрегиональным территориальным управлением (МТУ) Росфиннадзора в Алтайском крае.
В рамках подписанного соглашения осуществляется передача УФК по Республике Алтай информации в электронном виде, необходимой для планирования и организации проверок, проводимых органами Росфиннадзора. В свою очередь от МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае поступают сведения о выявленных фактах нецелевого использования средств участниками бюджетного процесса федерального бюджета. УФК по Республике Алтай анализирует данную информацию и использует ее для принятия управленческих решений по усилению контроля при санкционировании расходов.
Органами Федерального казначейства проводятся мероприятия по созданию условий для представления контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о кассовом обслуживании исполнения органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Правовой основой для реализации взаимодействия являлись Бюджетный кодекс РФ и статья 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Принципы и технологии такого взаимодействия определены примерной формой Соглашения об информационном взаимодействии управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), согласованной председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным и руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 12 декабря 2011 года.
УФК по Республике Алтай не стало исключением в проводимой работе. Так, 16 февраля 2012 года с Контрольно-счетной палатой Республики Алтай заключено соглашение, регламентирующее информационное взаимодействие при передаче отчетных форм путем использования систем электронного межведомственного документооборота.
Одновременно УФК по Республике Алтай прорабатывало вопрос о возможности заключения аналогичных соглашений с контрольно-счетными органами муниципальных образований, в связи с чем осуществлялся мониторинг образования данных органов.
По состоянию на 1 ноября 2014 года УФК по Республике Алтай заключило соответствующие соглашения с девятью Контрольно-счетными органами муниципальных образований.
В соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии УФК по Республике Алтай в установленные сроки представляет контрольно-счетным органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, в том числе сводную ведомость по кассовым поступлениям в бюджет, сводную ведомость по кассовым выплатам из бюджета, отчеты о состоянии лицевого счета, ведомость по движению свободного остатка средств.
По запросу контрольно-счетных органов, с которыми подписаны соглашения, УФК по Республике Алтай представляет и другие формы отчетности (более 15 видов).
Приказами УФК по Республике Алтай назначены ответственные сотрудники за передачу, прием информации и по вопросам программно-технического взаимодействия.
Кроме этого, в соответствии с соглашениями контрольно-счетные органы Республики Алтай направляют в УФК по Республике Алтай информацию о выявленных фактах нецелевого использования средств получателями, допущенных ими при оплате расходов через лицевые счета, открытые в органах казначейства. Эта информация необходима УФК по Республике Алтай для анализа состояния работы по исполнению расходной части бюджетов и учитывается при проведении внутреннего контроля и аудита в своих структурных подразделениях.
Органы Федерального казначейства с учетом высокой степени автоматизации выполнения своих функций и полномочий готовы обеспечивать передачу в органы государственного финансового контроля информации, необходимой для осуществления полномочий по государственному финансовому контролю, предусмотренных Бюджетным кодексом.
Заключение вышеуказанных соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии позволяет:
1. Осуществлять информационный обмен в структурированных форматах с использованием информационных систем Федерального казначейства, обеспечивать оперативное представление заинтересованным органам полной и достоверной информации об общественных финансах.
2. Создавать условия для снижения дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в органах Федерального казначейства органами государственного контроля и Федеральным казначейством.
3. Обеспечивать своевременное получение достоверной информации о результатах контрольных мероприятий, проводимых органами государственного контроля.
Задачей органов исполнительной власти всех уровней, выполняющих контрольные (надзорные) функции, является обеспечение четкой межведомственной координации на основе использования в практической деятельности современных электронных технологий, позволяющих в сопоставимых форматах обмениваться данными, либо активное использование уже созданных информационно-аналитических ресурсов Федерального казначейства.
Взаимодействие позволяет осуществлять более качественное планирование контроля, повышать результативность экспертно-аналитических мероприятий и иметь в распоряжении оперативную информацию о движении бюджетных средств, что исключает отрицательные моменты в контрольной деятельности.
В настоящее время именно органы Федерального казначейства обладают массивом достоверных данных о каждой копейке бюджетных средств, нашедшей отражение в регистрах бюджетного учета с сохранением аудиторского следа. Органы Федерального казначейства непрерывно совершенствуют имеющиеся технологии, привлекая к данному процессу широкий круг экспертного сообщества.
Существующие направления взаимодействия с органами государственного финансового контроля позволяют повышать эффективность функционирования финансовой системы Российской Федерации в целом, а также обеспечивать государственный финансовый контроль на уровне, соответствующем задачам, поставленным Правительством Российской Федерации.
Е.Ю. Карнаух,
заместитель руководителя
УФК по Республике Алтай