Сегодня гость нашей редакции – директор Республиканской гимназии им. В.К. Плакаса Л.К. МАНАТОВА.
В разговоре в канун Дня российской науки, отмечаемого в стране 8 февраля, мы завели речь о роли школы в развитии научного потенциала.
Государство наше сегодня поставлено в жесткие условия экономических санкций Запада. Конечно же, это не повод для отчаяния. Наоборот, есть желание мобилизовать усилия, сосредоточить их на чем-то очень важном.
К примеру, на взаимосвязях науки и школы, ведь сейчас особенные надежды – на технический прорыв. А резерв скрыт как раз в подрастающем поколении.
Республиканская национальная гимназия уже давно зарекомендовала себя стабильной площадкой для подготовки кадров. Её выпускники находят себя в разных отраслях, становясь квалифицированными специалистами. Секрет, казалось бы, прост – в неустанном каждодневном труде педагогов. Тем не менее интересно, какие идеи и дела лежат в основе учебного, воспитательного, научного процесса этого образовательного учреждения.
– Людмила Комоноковна, для Республиканской гимназии открыты двери Горно-Алтайского госуниверситета, доступны научные заведения, и не только в республике. Насколько тесно вы с ними сотрудничаете? Видите ли вы в этом необходимость?
– Очень тесно сотрудничаем и стараемся не упустить ни одной возможности. К слову, у нас много совместных проектов с Институтом алтаистики, которым руководит Н.В. Екеев. Помощь и поддержку всегда находим в лице его заместителя Н.О. Тадышевой. Многие сотрудники являются руководителями и консультантами научных работ, которые готовят наши дети. Ученые часто выступают в составе жюри на гимназических конкурсах. Один из таких – «Мы – будущее ХХI века» – запланирован на апрель. Итоги по всем секциям оценивать будут специалисты этих научных учреждений.
– Горно-Алтайский государственный университет – главное учебное заведение региона. Республиканская гимназия – инновационное учреждение. Как складывается ваша дружба?
– У нас заключен договор: преподаватели ГАГУ являются руководителями спецкурсов, которые организованы на базе нашей гимназии. В честь 65-летия РНГ, отмечавшегося в прошлом году, работникам вуза – преподавателям географии А.И. Минаеву и русского языка Н.Г. Камыниной за долголетнее сотрудничество и плодотворный вклад в развитие научной деятельности гимназистов были вручены благодарственные письма Государственного Собрания – Эл Курултай РА. Оба они также являются членами жюри. Преподаватель физико-математического факультета М.Е. Деев – много лет наш неизменный наставник, он готовит ребят к олимпиадам и ЕГЭ. Дети с удовольствием ходят на его занятия. Философию у гимназистов ведет преподаватель ГАГУ В.Н. Пестерев. Сотрудничество налажено и с химфаком. Мы постоянно посещаем лаборатории, музеи университета, где проводим практические уроки.
Нередко ГАГУ выходит к нам с интересными предложениями. Ни одно крупное мероприятие в вузе не проходит без нашего участия – нас всегда приглашают.
В университете действует клуб знатоков «Что? Где? Когда?». Наши гимназисты участвуют в нём с большим азартом.
– Сейчас повсюду можно услышать: довольно гуманитариев, нужны специалисты технической направленности. Как обстоят дела в гимназии в этом плане?
– Действительно, это так. Поэтому хотелось бы развивать научную составляющую в робототехнике. По нашей просьбе с физмата ГАГУ к нам направили двух замечательных пятикурсниц. Они ведут кружок. В гимназии имеется пять наборов «Лего», которые они используют в программировании. Почему двух студенток? Отмечу, желающих посещать эти занятия оказалось много, и один человек просто не справится. Через такие практические занятия хотим переориентировать приоритеты ребят.
Кроме того, Правительством РА в 2008 году было принято постановление об открытии на базе Республиканской гимназии класса физико-математического профиля. Практические занятия для детей как раз составят дополнительные часы внеурочной деятельности – кружки, факультативы и тому подобное. Надеемся, что уже в недалеком будущем выпускники-гимназисты будут выбирать технические направления. Хотим, чтобы наши дети получали профессии строителей, инженеров – специалистов в области промышленного производства.
– А с другими регионами вы поддерживаете отношения?
– У нас сложились добрые взаимоотношения с вузами других сибирских субъектов. Например, за последние два года мы получили четыре письма за подписью ректора Томского госуниверситета. В двух были указаны фамилии наших детей, которые хорошо учатся в ТГУ, ещё в двух – поздравления с началом нового учебного года и 65-летием гимназии. В них говорится: «Благодарим педагогический коллектив за качественную подготовку ваших выпускников». В некоторых вузах учится до ста наших гимназистов!
– Что можно сказать о ваших учителях, насколько им удается применять научные методы в работе с учениками?
– В нашем коллективе работает А.А. Ачимова, многим она известна как руководитель Ботанического сада в Камлаке. В подборе профессионального состава мы стараемся останавливаться именно на таких кандидатурах, особо отмечаем их, потому что они очень последовательно, с научным подходом ведут практическую работу с детьми. У них в равных долях: сколько науки, столько и практики. Алтынай Алексеевна – активная участница семинаров в гимназии. Она делится опытом работы учреждения научного профиля и одновременно видит наши возможности, что мы в силах сделать ещё.
Многие педагоги являются авторами различных методических пособий. Так, учитель английского языка В.А. Маркитанова – автор пособия, которым пользуются сейчас в каждой школе республики. Учитель физики И.М. Папыев выпустил электронное приложение «Практическая работа на уроках физики». В.М. Моносов – профессионал своего дела. Он увлечен наукой, выступает руководителем конкурсных работ гимназистов, в которых исследуются темы пазырыкской культуры Алтая, а также тюрков и гуннов. Вместе с ребятами постоянно побеждает в конкурсах, получил Почетную грамоту Министерства культуры РФ за вклад в подготовку к открытию Национального музея им. А.В. Анохина. Ещё один яркий представитель нашего коллектива – заслуженный учитель РФ, почетный работник образования РФ А.Г. Кокпоева выпустила методическое пособие по биологии. Учитель гимназии кандидат филологических наук У.Н. Текенова – автор учебников, методических рекомендаций по преподаванию алтайского языка в школе. Н.Г. Сулукова является автором всех учебников алтайского языка и литературы, по которым обучаются дети в Республике Алтай. Р.А. Тодошева – учитель алтайского языка, председатель Ассоциации учителей алтайского языка и литературы Республики Алтай и куратор конкурса «Тийинеш». Данный конкурс, в котором уже более тысячи постоянных участников, – наш бренд, достояние. Он возник в гимназии, и мы развиваем его традиции. Ещё один кандидат филологических наук – молодой специалист А.Б. Тадырова – автор уже нескольких изданий, заведующая кафедрой алтайского языка и литературы.
И это далеко не все имена, которыми гордится Республиканская национальная гимназия.
– Людмила Комоноковна, в Ресгимназии одними из первых в регионе внедрили практику организации отдыха детей во время каникул на базе учебного заведения, и тоже с научным подходом. Расскажите подробнее об этом опыте.
– Да, есть такая новинка. Мы уже два года подряд участвуем в оздоровительной кампании и надеемся продолжить эту деятельность. Летом у нас ведет работу оздоровительный краеведческий лагерь «Чедирген» с акцентом на научно-исследовательской деятельности. А недавно на каникулах на базе Республиканской гимназии прошла зимняя смена.
Предварительно во все школы мы направили информационные письма с предложением принять участие в работе зимнего лагеря с круглосуточным пребыванием детей 9 – 11 классов для их подготовки к ГИА и ЕГЭ. Наш лагерь работал в течение недели, с 4 по 10 января. Стоимость путевки составила 3402 рубля. В эту сумму входила плата за проживание, пятиразовое питание и организацию экскурсий.
Особенность в том, что день в лагере был поделен на две части. Первая – была посвящена учебным занятиям, которые проводили высококвалифицированные учителя гимназии. Ребята углубленно изучали математику, русский язык, историю и обществознание. Вторая часть отводилась отдыху и развлечениям. Все дни были насыщенными. В программе помимо подготовительных курсов были творческие тематические вечера, конкурсы, экскурсии. Дети катались на коньках, участвовали в соревнованиях по настольному теннису, волейболу, баскетболу.
Всем главам районов и руководителям муниципальных отделов, управлений образования хочу выразить признательность и благодарность за то, что поддержали нашу идею, изыскали средства в своих бюджетах, приобрели путевки и направили детей к нам. В первый раз в нашем лагере побывали ребята из Алтайского края. Пользуясь случаем, позвольте особенно поблагодарить директоров школ О.И. Трубникову (Элекмонар), О.М. Адыкаеву (Ортолык), А.Н. Ботееву (Солоновка Алтайского края), М.М. Иркитову (Эдиган), Н.И. Арбакову (Усть-Кан), З.П. Модорову (Онгудай).
Среди детей хочется отметить наиболее активных: Тамару Чулунову, Настю Черданцеву, Артёма Куйрукова, Анжелику Яндыкову, Элеса Епитова и Наргизу Бегимбекову. Все ребята остались очень довольны и хотят приехать к нам летом.
– С 2007 года гимназия является участником проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО. Что это вам дает?
– Мы проводим свою работу в рамках творческой темы «Формирование высоконравственной, творческой, компетентной личности гимназиста в условиях новой образовательной среды». Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО дает возможность как обучающимся, так и учителям раскрыть свои способности, таланты, узнать новое и помочь другим на пути образования и самообразования.
У нас работает кружок «Лига ЮНЕСКО», где основная тема работ – сохранение культуры коренных народов Алтая. Региональные и межрегиональные конкурсы и конференции по соответствующим направлениям проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО мы проводим на базе нашей гимназии. Это конкурс стихотворений на родном языке, олимпиада по алтайскому языку «Тийинеш» и другие.
Для успешной реализации проекта тесно работаем с классными руководителями, воспитателями интерната и педагогами дополнительного образования. За результативный труд практикуем такой вид поощрения учителей, как командировка для участия в подобных крупных мероприятиях в другие регионы, где они получают интересный опыт. Благодаря проекту обучающиеся гимназии имеют возможность бывать на многих международных конкурсах и олимпиадах, добиваться там призовых мест. В 2011 и 2012 годах гимназисты были участниками Международного фестиваля дружбы народов «Дороги дружбы» в Абакане. В 2014-м Николай Сайланкин и Анастасия Кабанова выступили на Международной научно-практической конференции в Якутске. Николай стал лауреатом в секции «Борьба за мир». Также в прошлом году наша группа прошла обучение в Международной открытой школе при Урало-Сибирском центре ЮНЕСКО, где все ребята заняли призовые места.
– Республика Алтай окружена национальными регионами. Вы поддерживаете связь с коллегами? Наверняка и у них есть учебные заведения, подобные вашему?..
– Да, со многими мы давно дружим. Учителя заинтересованы в развитии этих связей.
Так, в тувинской школе исследовательскую работу ведет С.Н. Баграшева, кстати, выпускница нашей гимназии. Очень дорожим дружбой с Хакасской национальной гимназией им. Катанова. Мы ждем их в гости, они приедут к нам уже в четвертый раз.
Очень ценим давнюю дружбу с Алтайским краем, которой более 10 лет. Мы тесно сотрудничаем с Поспелихинской (Т.В. Мощинских) и Клепичихинской (Л.И. Мухопад) школами. Постоянно поддерживаем контакты с маленькой школой в селе Хлеборобном отдаленного района края, там ведут серьезную научную работу. Наш друг и добрый конкурент – Сростинская школа. Она имеет высокий статус, является базовой для краевого управления образования, где апробируются разные программы. Ещё одни наши друзья – это учителя Смоленской школы. Особые отношения у нас с баятами из Кемеровской области, они тоже к нам приезжали. Сейчас им приходится по крупицам восстанавливать культуру своего народа. Титульные нации Кемеровской области практически исчезли, их численность составляет всего несколько десятков человек. Баяты не знают своего языка, заново воссоздали алфавит, у них нет никаких методических пособий, учебников, поэтому обращаются за помощью к нашей кафедре.
Всё это наука, большая или малая. Если мы будем развивать данные направления, отмечать активных участников, то сделаем многое.
У нас есть хорошая традиция – за вклад в развитие науки вручать гимназистам помимо дипломов и сертификатов ещё стипендии и премии. Средства на эти цели поступают от наших выпускников. На предстоящем вечере встречи 7 февраля я буду отчитываться, кому и сколько выплачено.
Так, я считаю, развивается преемственность. Нынешние гимназисты – продолжатели основ своих предшественников, а выпускники четко следят за тем, как живет, чем дышит их родная гимназия.
– Спасибо за интересную беседу, за ваш труд! Желаю вам удачи и новых побед и свершений! С наступающим праздником!