Качество медицинского обслуживания населения остается острой социальной темой. Между врачом и пациентом всегда были особенные взаимоотношения. В современной жизни в них стало много лишнего, мешающего работать врачам и получать необходимую помощь пациентам. Что думают по этому поводу люди, с какими трудностями им приходится сталкиваться, чтобы попасть на прием к врачу?
В разгар дня в республиканской поликлинике, как обычно, многолюдно. Очередь возле регистратуры продвигается то бойко, то с трудом. Часто слышатся раздраженные и недовольные возгласы посетителей. Сразу выделяется один основной вопрос – как попасть на прием к своему врачу побыстрее? Например, если очереди к терапевтам практически нет, поскольку прием ведут сразу несколько врачей, сдать различные анализы тоже не задача, то посетить узконаправленного специалиста становится проблемой.
Все начинается с регистратуры, где необходимо получить талон на прием, такой же талон можно получить в терминале поликлиники или воспользоваться специальной услугой – записаться по телефону. Люди старшего возраста по привычке становятся в живую очередь к окну регистратуры, молодежь идет к терминалу. Однако результат одинаков – большинство врачей смогут принять больного только через несколько дней, в лучшем случае – на следующий день.
Пришедшему пожилому мужчине из окна регистратуры с готовностью ответили, что его очередь по электронной записи подойдет только завтра ближе к вечеру. Однако после того, как дедушка возмутился, ему выдали медицинскую карту и направили в нужный кабинет – самому «отвоевывать» свое право на прием без очереди.
– Я недавно перенес инфаркт, 10 февраля вновь сердце прихватило, – рассказывает ожидающий своей очереди к врачу мужчина, по виду чиновник. – Пытался несколько раз записаться на прием по телефону, но не вышло, никто не отвечал. Затем я обратился за талоном в регистратуру, там мне ответили, что моя очередь на прием к кардиологу только через неделю, да к тому же не к моему лечащему врачу. Пришлось договариваться о приеме в частном порядке.
– Врач на приеме «засыпан» своими бумагами, он вынужден больше писать, чем обследовать пациента, – возмущается мужчина средних лет по имени Михаил. – Направления и назначения делает медсестра. Случаются ошибки, анализов для помещения меня в стационар не хватило, я вынужден уже третий раз прийти на прием.
Подобных ситуаций множество. К ним можно добавить только то, что на прием к тому или иному врачу на самом деле существует несколько очередей. Одна по талонам, вторая – в соответствии с графиком приема врача для тех, кому нужно пройти быстрое, а скорее формальное, обследование для получения медицинских справок к различным допускам. Вместе с этим существует еще пара очередей: на прием попадают по телефонному звонку, по договоренности, по знакомству, или отстояв обычную живую очередь без талонов.
– Часто наблюдаешь картину, как к врачу вне очереди заходят какие-то люди или их заводят в кабинет другие врачи, сами медики заходят, и прием на время прекращается. Это просто возмутительно! – вступает в разговор пожилая женщина. – В прошлый раз я ждала своей очереди по талону половину дня, а когда зашла в кабинет, врач мне ответил, что мое время приема уже давно прошло, пришлось уговаривать, чтобы принял.
Конечно, в медицинском приеме никому не отказывают, но вместе с этим медики ставят условия, на выполнение которых пациенты расходуют много лишнего времени и сил, что часто вызывает раздражение.
При всех недостатках медучреждений страдает и культура самих пациентов. Нужно привыкнуть к тому, что необходимо заранее звонить, записываться, знать условия приема. Важно помнить, что врач в первую очередь принимает по талонам. Есть категория больных, которые не прикрепляются к лечебнице и пользуются услугами сразу двух. Например, на медицинский прием они идут в платное медучреждение, а чтобы сэкономить деньги, анализы для будущего лечения сдают в республиканской поликлинике, предъявляя полис ОМС. Это уже вызывает непонимание у врачей, в результате чего возникают конфликты.
Так кого винить в создавшейся ситуации? И как решить проблему?
Борис АНДРЕЕВ
Фото из архива редакции и Александра Козачко